Главная - О Епархии - Благочиния - Северное благочиние - Храм св. вмч. Димитрия Солунского, с. Пантыл

Храм св. великомученика Димитрия Солунского

Северное благочиние

Адрес: ул. Сельская, с. Пантыл, Белохолуницкий район Кировская обл.

Построен: 1777 г.

Статус: не действует.

Престольные праздники: День памяти великомученика Димитрия Солунского - 8 ноября; День памяти святителя Василия Великого - 14 января; День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля.

К настоящему времени памятник сохранился в руинированном состоянии. В середине 1990-х годов при нарушении правил эксплуатации здания обрушились свод, северная стена и крыша трапезной. Тогда же отвалился крупный фрагмент западной стены четверика, кладка которой была ослаблена центральным проемом и нишами алтарей теплого храма. Утрачены главка и кровельное покрытие холодной церкви, шпиль колокольни.

Церковь имеет следующие параметры в плане: длина 63,6 м, ширина 15,2 м. Закладка и возведение храма начались в 1773 году под руководством А. М. Окулова. За один строительный сезон удалось построить трапезную с теплым приделом, а холодную церковь поднять «до нижних первых от земли окон». Однако свод трапезной рухнул, и для продолжения работ пришлось нанимать другого подрядчика. Им стал П. Тупасов, который вчерне завершил постройку теплого храма в 1775 году. Через год после выполнения внутренней отделки и устройства иконостаса теплый храм освятили. Кладка холодной церкви продолжалась еще несколько лет и была окончена в 1779 году.

Каменную колокольню возвели в 1820-е годы строго на продольной оси церкви с незначительным отрывом от западного фасада трапезной. Позднее при реконструкции храма, проводившимся по проекту, утвержденному строительным отделением Вятского губернского правления в 1897 году, колокольню соединили с теплой церковью крытым переходом, сблокированным с двумя палатками по его сторонам. Под этой вставкой в цокольном этаже устроили техническое помещение с калориферной печью. Ранее, в 1850-е годы, проводилась реконструкция интерьера трапезной, но она состояла в обновлении внутреннего убранства с устройством третьего придела и строительных вопросов не касалась. Очертание церкви в плане имеет форму прямоугольника, вытянутого относительно продольной оси. План еще более удлиняют зауженные торцы - пятигранная алтарная апсида на востоке и квадрат колокольни на западе.

Высокие наличники являют собой характерный пример стилевой принадлежности храма, свойственный исключительно памятникам «вятского барокко». Их полуколонки, поделенные в пропорции «золотого сечения», имеют в нижней, меньшей части, декоративные усложнения в виде опрокинутых клиновидных вставок, опирающихся острым концом на основание в форме вытянутого пятигранника. Особенно выразительны сандрики, приподнятый контур которых обработан в виде разорванного фронтона. Поле фронтона заполняют покровцы-обереги в виде стянутых в двух местах полотенец, ширинки в фигурных рамках и розетки. Под окнами между гирек размещены четырехчастные балюстрадки высокого рельефа. Венчающий стены многооб-ломный карниз дополнен рядом трехступенчатых кронштейнов. Декоративная обработка световых восьмериков повторяет те же художественные мотивы. Схожие элементы присутствуют и на уцелевшем южном фасаде трапезной.

В интерьере холодного храма частично сохранилась рама многоярусного иконостаса с остатками деревянной резьбы работы Я. Г. Орлова. Надпись с автографом мастера находится на доске центрального киота деисусного ряда. Иконостас имел девять осей, которые делились по горизонтали натри крупных яруса и два полуяруса. Три оси, одна из которых - центральная, были раскрепованы ризалитами незначительного выноса, что придавало композиции иконостаса большую выразительность. В крупных ярусах иконы были сгруппированы в два ряда, при этом сверху помещались малые иконы овальной формы. Композиция иконостаса включала деревянную скульптуру: фигуры архангелов в полный рост располагались по сторонам царских врат, выше, на уровне праздничного полуяруса, находились сидячие ангелы с распростертыми руками. По манере исполнения и фактуре мастер пытался подражать подобным работам Зеркальникова, выполненным для иконостаса Успенского собора г. Великий Устюг. Все четыре фигуры сохранились и находятся в краеведческом музее г. Слободского.

Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области