Главная - О Епархии - Подвижники - Священник Павел Азановский
Священник Павел Азановский
Будущий священник Павел Петрович Азановский родился в селе Сурты Мари области в 1881 году в семье священника Петра Азановского. Образование отец Павел получил в Казанской духовной семинарии, где обучался два года.
С 1902 года отец Павел работал учителем, сочетавшись браком с Эмилией Николаевной он в 1907 году был рукоположен в сан диакона и служил в с Красная горка Мамадыш.. В 1918 году отец Павел принимает сан священника, что было в то время серьезным поступком выражающим верность Богу и Его Церкви, так как в это время уже некоторые священнослужители Вятской епархии были расстреляны чекистами. После рукоположения в сан священника с 1918 по 9 августа 1924 года служил в г. Малмыже. С 1924 г. был направлен в сельский храм в с. Дерюшево. За принятие Приходских дел отец Павел был сразу лишен избирательных прав. Как и все священнослужители отец Павел со своей немаленькой семьей существовал на средства прихода и на пожертвования прихожан.
Согласно данных ВЕАрхива на каждого священника до революции полагалось определенное количество разной муки и «по принятому всюду обычаю наделять духовенство сельскими продуктами осенью и Петровским постом». По данным архива ГАСПИКО 09 мая 1918 года в Вятку пришла телеграмма за подписями Ленина и Цурюпы срочно дать голодающим Питера и Москвы хлеба, в виду опасности поражения большевиков. 10 мая из Вятки ушли вагоны с провизией в Москву, а по Вятской губернии пошли продотряды. Через два месяца в Малмыжском районе сложилась накаленная обстановка, люди не хотели отдавать свой урожай хлеба. Тогда в Малмыжский район были направлены вооруженные отряды красной армии в количестве 400 человек вооруженных стрелковым оружием и девятью пулеметами для выкачивания хлеба из населения, а по границам уезда и пристаням поставили кордон, чтобы никто не мог вывезти для продажи в соседние уезды с трудом собранный урожай. Все древние народные традиции власти в расчет не принимали, всякий собирающий с людей хлеб, кроме сотрудников советской власти считался нарушителем закона. И отец Павел был арестован, как написано в постановлении «за незаконный сбор хлеба с верующих» в 1927 году и осужден на три месяца принудительных работ.
Второй арест последовал в 1929 году «за укрытие источников дохода от объектов налогообложения», как написано в судебном деле. Священника вновь приговорили к принудительным работам сроком на шесть месяцев. Но и здесь отец Павел, который скорее всего просто старался прокормить свою семью, которая была в это время уже не маленькая, жена Эмилия Николаевна (44 г.), дети Евгений (6 л.), Ольга (22 г.), Таисия (15 л.), Анфиса (10 л.) и младшая дочь Елена (8 л.), нарушил не закон Божий говорящий «не укради», а закон советский, обрекавший верующих на вымирание. В это же время приход был обложен большим денежным налогом в 1500 рублей. Такой суммы у прихода не было и 22 января 1930 года церковь была закрыта, отец Павел вернулся в город Малмыж. До открытия церкви о. Павел бывал с селе наездами, а в апреле перед Пасхой прихожане общины разошлись по деревням с подписными листами по сбору денег на уплату налога в сумме полторы тысячи рублей и собиранием подписей под ходатайством об открытии храма. Сумма была собрана и уплачена властям. Перед праздником Пасхи, когда представители безбожной власти приехали чтобы снять с церкви колокола и увезти их в г. Малмыж, и совершенно закрыть церковь селяне и жители окружающих деревень, предупрежденные отцом Павлом и членами общины, как написано в деле устроили массовое волнение в результате чего не дали увезти колокола, а вместе с тем и закрыть церковь. Больше того храм открыли и 29 апреля 1930 года первый день Пасхи отец Павел приехал в Дерюшево в 16ч. и отслужил Пасхальную утреню. После открытия церкви народ особенно усердно стал посещать богослужения и заботиться о храме. Жизнь прихода востановилась. Через год 29 октября 1930 года последовал третий арест. Причина ареста отца Павла была следующая и говорит сама за себя. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого написано… изобличается в том, что являясь одним из организаторов кулацко-поповской контрреволюционной группировки в селе Дерюшево распространяющей свое влияние на окружающие его деревни… в праздники и перед праздниками устраивал нелегальные собрания с приглашением на них им сочувствующей массы… являлся одним из организаторов открытия Дерюшевской церкви и устроенного бунта перед Пасхой сего года в момент снятия колоколов с последней в результате чего церковь была открыта. В связи с открытием церкви и в результате проводимой агитации… участились случаи исповедания верующих даже не в дни поста… а также оказался численный рост верующих посещавших каждое богослужение даже за счет молодежи. А особенно девиц, которые совершенно отказались от посещения устраиваемых вечеринок и сборищ… кроме того приобрели форму монашек, стали носить черные платки закрывая себе лоб, носить длинные юбки… в добавление отцу Павлу вменялась в вину и еженедельная уборка, которую верующие проводили в храме. Так же в обвинительном заключении уделено особое внимание непосещение молодежью клуба ответственного за культработу. Молодежь села посещала храм. Это важно по той причине что еще в 1924 году Л.Троцкий (Бронштейн) ставил перед работниками клубов первостепенную задачу по борьбе с религией развитием культработы и ознакомления крестьян с атеистическим научным взгядом на мир,видимо атеистическая работа в Дерюшево успеха большого успеха не имела.
Что же добавить к этим и без того ясным словам постановления. Разве то, что как видно из постановления отец Павел в то время, когда храм был закрыт собирал прихожан и вероятно служил на дому. После отрытия церкви сумел привлечь народ к храму, так что люди посещали каждое богослужение. О количестве же прихожан в то время можно судить по словам самого отца Павла содержащихся в протоколе допроса следственного дела. В праздник святой мученицы Параскевы только причастников было до сотни человек, так что он чтобы причастить всех желающих был вынужден провести общую исповедь. Кстати, за такое количество причастников ему тоже пришлось отвечать перед следователем, а исповедь за одну службу стольких прихожан была поставлена отягчающим обстоятельством. Замечательно и то, что в храм стремились и шли и молодые люди, оставляя без внимания такие мероприятия, как вечера, сборища и т. п., что заметно беспокоило безбожников. Приходская жизнь при отце Павле Азановском в Дерюшево не угасала, люди не теряли веру, а утверждались в ней. Сложилась сильная община, когда прихожане помогали и поддерживали бедно живущих жителей села продуктами, одеждой и другой помощью. Атеисты состоящие в то время у власти смотреть на возрождение прихода и свои безуспешные действия не могли. 28 октября 1930 года начальник Вятской оперативной группы по Вятскому краю выписал постановление о принятии меры пресечения Азановского Павла Александровича по статье 58.10 УК и постановил как меру пресечения содержать отца Павла до суда под стражей в Малмыжском артпомещении. 29 числа отец Павел был заключен под стражу. Вместе с отцом Павлом арестовали приходскую общину из 16 человек. Все они или служтели церкви или предприниматели или крестьяне единоличники. В 1929 году во время коллективизации обычный состав для альбомного дела, когда из нужных для ареста людей сотрудники ОГПУ создавали одну реально несуществующую контреволюционную группировку. В вину всем арестованным было поставлено противодействие нормальной работе советской власти в деревне, именно организованная работа по срыву хозполитических компаний в деревне, тайные антисоветские совещания "контреволюционной группировки", срыв колхозного движения,а так же срыв культработы клуба куда не стало ходить большинство молодого населения села и школы по причине отказа некоторых детей вступать в пионеры. Эти обвинения уже были не новы в Малмыжском районе, по этим удобным обвинениям уже арестовывалось духовенство этого района. Ставились в вину собрания прихожан по домам и их беседы на социальные темы. Арестованные были переправлены в Вятку и заключены в Вятском домзаке. В предъявленных обвинениях отец Павел и большинство арестованных виновными себя не признали. На допросе 24 (месяц прописан неясно) 1931 отец Павел на предьявленное ему обвинение ответил "В предьявленном мне обвинении по ст.58.п.11 УК виновным себя ни в чем ни в какой степени не признаю, все пункты предъявленного мне обвинения категорически отрицаю. Ни на каких нелегальных собраниях я ни у кого никогда не был, не проводил их и у себя. Никакой антисоветской агитации так же не вел. Больше ничего показать не могу."(СУ-8729 1 л.271. об.) Но не смотря на это священник после ареста не был освобожден. Наверное хорошей храктеристикой для отца Павла может послужить выписка из допроса Афанасия Сергеевича Пашкина от 02.11.1930г. «Дело №СУ-8729. Стр.321», который показал об отце Павле следующее: «Священника Азановского села Дерюшево, я не видал в этих собраниях. Я знаю его как хорошего служителя, даже могу заключенное (заключительное) слово сказать, он не виноват ни в чем, он даже сейчас боится слово сказать (видимо отец Павел после двух арестов не участвовал в политических разговорах, хотя в церкви всегда проповедовал на евангельские темы. Примечание), да ему и так сейчас работы хватает своей, то причащать, отпевать, и т.д. и т.д., он работает с утра до вечера». Исходя из того, что перед допросом свидетели подписывали соглашение о наказании о ложных показаниях мы можем иметь веру сказанному Афанасием Сергеевичем.
На 11 июля 1931 года отец Павел содержался в Вятском Домзаке (так в документе). 09 августа 1931 года следственное дело в отношении Азановского П.П. направлено в г. Москву на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.
Обычно в следственном деле после документа содержащего меру решения суда имеются справки о состоянии здоровья подсудимых, могут ли они по своему физическому состоянию здоровья выполнить исполнение приговора. И в деле №СУ-8729 такие справки имеются на всех заключенных. На всех кроме отца Павла Азановского, это важно вот почему -согласно архивной справке из "Государственного архива социально-политической истории Кировской области" - 05 сентября 1931 года пробыв в заключении немного более восьми месяцев в Вятском Домзаке в возрасте пятидесяти лет отец Павел скончался, но сведений о причине, месте смерти и месте захоронения в документах заведенного на отца Павла дела №СУ-8729 не имеется. Вместе с тем никаких документов о его переводе в другое место содержания,переводе в больницу по болезни или освобождении из Вятского домзака так же в деле нет, хотя такие справки в следственные дела обычно содержат, поэтому место смерти вероятнее всего отца Павла тот же Вятский Домзак. Кроме отца Павла во время следствия из арестованных ним членов общины села Дерюшево умерло еще три человека, возможно причиной их смерти были тяжелые условия содержания или какая то заразная болезнь (возможно тиф) которые были распрастранены в то время среди заключённых.
Приговор из Москвы пришел спустя несколько месяцев после смерти отца Павла. Может были причины умолчать о смерти священника. а может это просто недосмотр следователя. но уже умерший, 23 октября 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ священник Азановский П.П. был осужден к заключению в концлагерь на три года. Отец Павел Азановский Прокуратурой Кировской области был реабилитирован 20 июля 1989 года.
Иерей Димитрий Кононов