Главная - О Епархии - Подвижники - Священник Фёдор Шишов

Священник Фёдор Шишов

(1883-1930)

Священник Фёдор Яковлевич Шишов родился в 1883 г. в крестьянской семье, проживавшей в селе Простые Челны Казанской губернии, с 1930 г. относящегося к Чистопольскому , а с 1983 г. к Новошешминскому району в границах Шахмайкинского сельского поселения республики Татарстан.

2 мая 1899 г. 16-ти летний юноша окончил курс Елабужской второклассной церковно-учительской школы и, имея свидетельство на звание учителя народных школ, с 1900 г. трудился учителем в Ново-Ключевской, а затем, с 1903-1904 гг. Барклавь-Бадьинской и одновременно помощником учителя Танаевской школах Елабужского уезда . Возможно, именно преподавательская деятельность побудила молодого учителя встать на священнический путь, так как некоторые второклассные школы в те годы активно практиковали подготовку способных преподавать Закон Божий в качестве помощников или заместителей законоучителей-священников кандидатов на должности псаломщиков и диаконов минуя курс Духовной семинарии.

С 16 сентября 1904 г. Фёдор Шишов – псаломщик Сарапульской Крестовоздвиженской церкви архиерейского дома Сарапульского викариатства Вятской епархии, затем, в том же году, Георгиевского храма с. Аджим Малмыжского уезда, где 14 сентября 1908 г. посвящён в стихарь, а 27 ноября 1908 г. в сан диакона .

15 февраля 1909 г. диакон Фёдор назначается в штат Вознесенского храма с. Рождественского Уржумского уезда. Спустя 6 лет, в 1915 г., вступает в должность законоучителя церковно-приходской школы Аркульского затона, одновременно с 1916 г. преподавая в Сардинской земской школе, что в трёх километрах от Казанского тракта. Однако и сам о. Фёдор продолжал пополнять свои знания и умения. Одним из таких примеров служит прохождение в течение месяца курсов, организованных Вятским Церковно-Певческим Обществом, что подтверждает соответствующее свидетельство от 24 июня 1916 г.

В ноябре 1917 г. о. Фёдор рукоположен в сан священника и назначен на должность настоятеля Успенской церкви с. Вершинята , расположенного на 5 км юго-западнее с. Рождественского. Продолжая преподавать в Сардинской земской школе, батюшка одновременно трудится в местной Вершинятской двухклассной школе по-прежнему в должности законоучителя. В 1920 г. Успенский храм посетил Преосвященный Виктор (Островидов), епископ Уржумский, викарий Вятской епархии , прославленный в 2000 г. в лике священноисповедника.

Некоторые моменты жизни о. Фёдора в с. Вершинята отразились в местной безбожной периодической печати того времени. Например, в 1923 г. сын мельника Чамской мельницы, что в полукилометре от села, заболел свойственным для послевоенных лет тифом. Его требовалось везти в больницу. Обратившись с этим вопросом к о. Фёдору, мельник получил решительный ответ: «ни в коем случае не возить сына в больницу, т.к. его там или заморят голодом или заморозят» , что советовал, видимо, не впервые. В связи с этим анонимный автор предлагает изолировать священника в соответствующее место, чтобы он «не разносил тифозную эпидемию среди населения из-за своей личной выгоды».

В том же году анонимный автор обвинил о. Фёдора в намерении освободиться от внесения платы за учение 13-ти летнего сына Геннадия, обучавшегося в школе II ступени им. Ленина . Для этого, по словам заявителя, о. Фёдор собственноручно написал удостоверение о том, что он значится крестьянином с. Вершинята и в то же время местным священником, имеет земельный надел, платит всевозможные налоги и принадлежит к трудовому населению. Вершинятский сельсовет документ заверил, заверил и Петровский волисполком, но с поправкой, исключающей отношение к трудовому населению, что лишило батюшку желаемой льготы.

20 ноября 1923 г. о. Фёдор назначен настоятелем Казанского храма г. Уржума, после того, как прежний настоятель Георгий Чемоданов, поддержавший обновленцев, был уличён в неверии, признан коммунистом и силой удалён прихожанами из церкви.

18 февраля 1926 г. о. Фёдору предъявили обвинение по ст. 119 и 129 УК РСФСР, что грозило ему тремя годами заключения с конфискацией имущества. Однако 27 апреля того же года Вятский Губернский Суд по Уголовно-Судебному Отделению постановил прекратить дальнейшее делопроизводство за недостаточностью собранных по делу доказательств.

В те годы проживала в г. Уржуме больная параличом Мария Калинина, известная в народе как «прозорливая Машенька». Ежедневно посещавшие её из разных деревень Уржумского района люди получали от неё один и тот же совет – помолись Богу и отслужи молебен Его угоднику. Отец Фёдор, вероятно, был её духовником и в течение последних пяти лет поощрял Марию на дальнейший приём посетителей, подстрекая, согласно документам, на «совершение обманных действий». По мнению следствия, её брат Яков Александрович извлекал из этого личную выгоду, получая от сестры принесённые в благодарность за советы муку, крупу, масло, яйца, холст и деньги.

Осенью 1929 г. о. Фёдора изобличили в вышеуказанном, предъявив обвинение по ст. 123 УК РСФСР. Дело рассматривалось 14 октября в 9 ч утра Народным судом 2-го судебного участка Нолинского уезда в г. Уржуме. Судебную повестку доставили, вероятно, в дом Якова Калинина по адресу: ул. Красная, дом № 87. Итогом судебного заседания послужил вынесенный судьёй Котельниковым приговор, подвергнувший священника денежному штрафу размером 500 руб., подписке о невыезде и оплате судебных издержек , что в сумме составило, по словам о. Фёдора, его годовой доход от «служения культу» . Примерно такой же суммы стоило 22-дневное путешествие по туристическому маршруту Алтая.

4 октября 1929 г. предъявлено новое обвинение по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, а в его доме на ул. Революционной у ограды Казанской церкви произведён обыск , в ходе которого были изъяты : записная тетрадь с конспектами проповедей на 115 листах, книга с конспектами проповедей на 52 листах, книга с конспектами проповедей на 36 листах, тетрадь с конспектами проповедей на 25 листах, папка с черновиками проповедей и личной перепиской на 94 листах, два экземпляра вестника Священного синода РПЦ, послание Вятского и Слободского епископа Павла, послание «епископов-староцерковников», четыре книги религиозного содержания и фотокарточки разного размера.

Первый свидетель был допрошен уполномоченным Нолинского Окротдела ОГПУ Ведерниковым уже на следующий день . Им был уржумский протоиерей Николай Иванович Юферев, охарактеризовавший о. Фёдора ярым сторонником оппозиции епископа Виктора (Островидова), в 1927 г. открыто выступившего против церковно-политического курса митрополита Московского Сергия (Страгородского), и организатором соответствующей группы, ведущей политику разложения советской власти. Отец Николай признался, как незнакомые ему монахини, приняв его за члена оппозиции, спросили, ссылаясь на последнюю проповедь о. Фёдора: «Сколько вы будете платить анафеме подати?»

Согласно материалам допроса, некие монахини, инструктированные о. Фёдором, распространяли в разных деревнях листовки с указанием на не имеющую ничего законного антихристову власть и «поддельных коммунистов» в лице приверженцев митрополита Сергия, так называемых «синодалов». «Разница между синодаломи и викторовцами в том, – уточняет уржумский псаломщик Маркел Семёнович Гурсавин, – что последние стоят на точке анархизма, к которым принадлежит Фёдор Шишов».

Один из участников уржумской оппозиции – крестьянин-кулак Роман Филиппович Новиков, призванный Церковным Советом «сергиевцев», на вопрос почему он уклонился к «викторовцам» ответил: «Вы поминаете власть, которая душит религию, её надо не поминать, а проклинать». Когда ему процитировали слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13.1) – Новиков ничего не ответил и ушел.

Критика новой власти неоднократно имела место в проповедях батюшки. Председатель приходского Совета Казанской церкви крестьянин Семён Константинович Саломатов не раз предупреждал его об этом, но получал убедительный ответ: «Власть, которую я проклинаю в проповедях, является антихристовой», что и было донесено уполномоченному ОГПУ.
15 января 1930 г. уголовное дело решено направить на внесудебное рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ . Однако рассмотрено оно было на заседании особой тройки при ПП ОГПУ, где 22 февраля 1930 г. вынесли окончательный приговор – высшая мера наказания с конфискацией имущества и выселением 41-летней матушки Евдокии Емельяновны. О сыне Геннадие известно только то, что он жил отдельно от семьи. Возможно, этим о. Фёдор укрывал его от преследования.

Предположительно с 28 октября 1929 г. до исполнения приговора батюшка содержался в Нолинском доме заключения, где 6 ноября был осмотрен врачами. Медицинское освидетельствование выявило наличие у священника таких заболеваний как миокардит, катаральный гастрит, малокровие, а также оперирован левый желудочек сердца.
Известно, что за свои заслуги перед Церковью о. Фёдор был награждён в 1918 г. набедренником, в 1923 г. скуфьёй, в 1925 г. камилавкой, 4 марта 1927 г. наперсным крестом, а также крестом и медалью в память 300-летия Дома Романовых. Так же известно, что батюшка уже судился по 58-й ст. УК РСФСР губернским судом в 1925 г., но подробности расследования не отразились в следственных материалах уголовного дела.

Восстанавливая историческую справедливость, указом Президиума Верховного Света СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» священник Фёдор Шишов признан жертвой внесудебных органов, характеризующимися как верх беззакония и произвола указанного периода. На основании этого с 22 июня 1990 г. приговор, вынесенный о. Фёдору в 1930 г. считается отменённым, а его имя увековечено в книге памяти жертв политических репрессий республики Татарстан.

К сожалению, какие-то моменты жизни о. Фёдора по-прежнему остаются для нас загадкой. Причина этому – ряд документов следственного дела, закрытых для изучения. Среди них – характеристика на священника и троих вместе с ним обвиняемых на двух листах, и 6 листов неизвестного содержания, вероятно, позднего периода.

Не исключено, что какое-то время о. Фёдор мог принадлежать к оппозиционному течению архиепископа Андрея (Ухтомского), последователями которого считают себя «андреевцы» – одни из представителей катакомбного движения истинно-православной церкви. Однако нет достаточного количества оснований подтверждать или опровергать эту версию.

Диакон Алексей Сморкалов