Главная - О Епархии - Благочиния - Центральное благочиние - Храм Всемилостивого Спаса, с. Атары

Храм Всемилостивого Спаса, с. Атары

Центральное благочиние

Адрес: с. Атары, Кировская обл.
Построен: 1734 г.
Статус: нуждается в реставрации.
Настоятель:

 

Поселение возникло в 1710 г., приход открыт в 1687 г. с построением первой деревянной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя по храмозданной грамоте данной преосвященным Ионою. Основателем храма стал Кукарский Покровский монастырь. Все первые деревянные церкви с. Атар до начала XIX ст. строились на низменном берегу р. Вятки, а весь приход был на противоположном берегу.

В 1731 г. вследствие ветхости церкви по просьбе священников разрешено построить новую деревянную (но холодную), которую освятили в 1734 г. По просьбе прихожан епископ Казанский, преосвященный Лука, 28 марта 1740 г. дал благословение на постройку второй, отдельной, теплой церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы.

За 1775 г. в селе упоминается 2 деревянные церкви и 188 дворов в приходе. К 1793 г. Введенская церковь пришла в ветхость, и прихожане просили преосвященного Лаврентия разрешение на построение Введенского придела при Спасской церкви. 1 сентября 1793 г. было дано благословение на построение придела, который был освящен 27 сентября того же года.

7 марта 1800 г. была дана храмозданная грамота преосвященным Амвросием на построение в с. Атарах вместо деревянной Спасской церкви каменного храма, который был построен в 1809 г. на горе. Вместе с ним на гору «поднялось» и село по причине затопляемости берега. Иконостас в холодной церкви благоустроен намного позднее. Указом духовной консистории от 9 июня 1819 г. за № 2112 прежнюю деревянную церковь разрешено было разобрать, но еще в 1833 г. она стояла в развалинах, в ней играли дети.

Из описания церкви за 1919 год: «Церковь каменная, покрыта железом, разделена на тёплую и холодную, одноэтажная, трёхпрестольная, с колокольней в одной связи». При ней был подземный ход. Престолы: в честь Нерукотворного образа Спасителя (холодный, освящен в 1833 г.), в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (теплый правый придел, освящен в 1817 г.) и в честь святого князя Владимира (левый теплый придел, освящен в 1838 г.). Стенная живопись была выполнена лишь в 1894 и 1900 г.г. на звоннице имелось 8 медных колоколов, из них самый большой, воскресный, весил 32 пуда, 11 ф. Утвари было достаточно. Церковно-приходской школы не имелось, в д. Толстик часовня. Престольный праздник – Троица, отмечалась очень весело, с гармонью, частушками, танцами и … драками (в 1947 году в массовой драке приняло участие аж три соседних района). В начале ХХ в. епископ Вятский и Слободской посетил село только в 1904 г.            Причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В XVIII – XIX вв. служила династия священников Перфирьевых (Порфирьевых): о. Аника (1775 г.), о. Максим (строитель каменного храма, начало XIX в.) и о. Иаков (покинул село в 1833 г., отец И. А. Порфирьева – профессора русской словесности Казанской духовной академии). Одним из самых замечательных и выдающихся атарских священников был протоиерей Николай Люминарский (1833– 1911), который в 1908 г. в честь 50-летия служения в священном сане был награжден орденом св. Владимира 4 степени. Последние служители: священник о. Иоанн Семенов – с 1905 г., он же возглавлял молельный дом в д. Дворец, отошел ко Господу в 1947 г.; диакон Григорий Домрачев – отошел ко Господу в д. Толстик в 1959 г., его сын, Иван Григорьевич погиб в бою 7 декабря 1941 г.; псаломщик Пантелеимон Новицкий (с 1913 г.) был репрессирован и умер в Сибири. Последний звонарь Егор был слеп, атарские мужики собирались у него в сторожке и играли в карты.

Изьятие церковных ценностей произошло 9 марта 1922 г., в 1923 г. верующие Атарского прихода присоединились к обновленческому течению, но уже 8 марта 1925 г. на особом собрании решили выйти из него и уволили священника-обновленца Тронина.

14 марта 1930 г. начальник Лебяжского РАО Емшанов рассмотрел материал о закрытии храма в с. Атары на том основании, что «граждане состоящие в приходе группы верующих в Атарской общине изъявили желание группы общины распустить… церковь в с. Атары закрыть, о чем вынесли постановления общие собрания».

Закрыта церковь была обманом: собирали колхозников на собрания, составляли их списки, а потом прилагали эти списки к липовым договорам, в которых писали, что все колхозники единогласно отказались от церкви, хотя на собрании решались совсем другие вопросы. Такая схема была характерна для всего Лебяжского района, в котором коммунисты были менее наглее, чем, например, в соседнем Уржумском районе.

2 августа 1939 г. постановлением президиума Кировского Облисполкома № 1384 церковь в с. Атары была закрыта – «согласно ходатайства трудящихся передать райисполкому для использования под культурные мероприятия».

Как и в большинстве церквей, школа в Атарской церкви, под предлогом которой была она закрыта, пробыла недолго. Уже с 1940 г. в нее стал ссыпаться хлеб. Храм лишился своей ограды и крестов и к 1949 г. стал требовать капитального ремонта.

В 1940-е годы в д. Дворец бывшего прихода действовал молельный дом. Многие годы в селе жила дочь священника, заслуженная учительница Вера Николаевна Люминарская, тайно вела уроки Закона Божьего. В 1960 г. её хоронило всё село. В 1961 г. в с. Атары была закрыта школа и вскоре после этого село обезлюдело и полностью исчезло с карт.

Ныне заброшенная Атарская церковь находится среди глухого леса в одном из самых труднодоступных мест Лебяжского района, которые входят в туристические маршруты Кировской области.16 сентября 2015 года храм посетил и отслужил молебен епископ Леонид.