Главная - О Епархии - Благочиния - Центральное благочиние - Храм Рождества Христова, с. Красное

Храм Рождества Христова, с. Красное

Центральное благочиние

Адрес: с. Красное, Кировская обл.
Построен:
Статус: нуждается в реставрации.
Настоятель:

 

Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня. В алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за № 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за № 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря № 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются». Приходу в XVIII – XIX вв. принадлежала часовня, стоявшая на правом берегу р. Вятки близ мельницы Шварихи, иконостас в которой был поставлен из разрушенного в 1822 г. Красноярского храма. Позднее отошла, очевидно, к приходу с. Шварихи. В селе имелась церковно-приходская школа. Престольным праздником прихода было Рождество Христово; особо чтились «десята» (Троица) и «Богородское» (Рождество Пресвятой Богородицы), в которые несли подношения в церковь. В Ильин день было принято нести во храм баранью грудинку. Со второй половины 1900-х годов в село стал заходить Понизовый крестный ход, шедший из Вятки со св. иконами. Епископ Вятский и Слободской посещал Красноярское в 1904 г. 11 августа 1895 г. по поручению Его Преосвященства, Преосвященного Сергия в ходе обозрения Епархии, село посетил Преосвященный Варсонофий, епископ Глазовский. Прибыв в Красноярское из Лебяжья, Владыка совершил краткое молебствие и затем был перевезен через реку на Нолинский берег. В 1912 г. приход состоял из 30 селений с населением: православных – 3973, старообрядцев – 47 человек. Из описания прихода за 1912 г.: «Село расположено на правом крутом берегу р. Вятки, на этом берегу леса нет, на левом, за рекою тянется на много верст сосновый бор… Главное занятие прихожан – земледелие; кроме того, некоторые прихожане занимаются плотничеством и уходят на заработки в Сибирь», «Большинство взрослого мужского населения с. Красноярского отхожими плотничьими промыслами в Сибирских губерниях и дома бывает незначительное время зимой. Это обстоятельство влияет на скудность содержания причта». Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника, взятого в военную службу родного его сына Федора сын Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин (1762 – 1775). В XIX ст. в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский (его строитель, почил в 1846 г.), о. Андрей Соловьев (1834-1848, пожертвовал 15 тысяч штук кирпича на строительство храма), о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов- все трое имели бронзовые наперсные кресты в память войны 1853-1856 гг. О. Иоанн Падарин (был благочинным и радетелем грамотности в приходе), о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 по 1929 г.г. прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 по 1911, с 1919 по 1929 г.г., депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 г. Отошел ко Господу 28 июня 1931 г., погребен на приходском кладбище села. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 г за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь» ( а вместе с ним ещё 4 человека). Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 г. 22 марта 1927 г. два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 г. все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В 1923 г. дом священника перевезен в д. Елькино под школу (самих обитателей его выселили на улицу). Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одной связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой… Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара… Вокруг ограды имеется коновязь». Церковь закрыта по постановлению Президиума Облисполкома № 1079 29 июня 1938 г. Причины закрытия сообщались в объявлении, вывешенном на церковных дверях: «учитывая, что община верующих граждан  церкви прекратила с января месяца 1938 г. отправлять религиозные обряды, а также в течение з месяцев не выплачивает налог со строений, земельной ренты и страховой премии и идя на встречу гражданам Красноярского с/совета, которые своими решениями и подписями в абсолютном большинстве ходатайствовали пред Райисполкомом о передаче им здания церкви под культурное учреждение – школу, Лебяжский Райисполком 19 апреля 1938 г. постановил: Красноярскую церковь закрыть и здание передать президиуму Красноярского с/совета под школу». Разгром церкви совершался под непосредственным наблюдением председателя сельсовета. После закрытия церковь была переоборудована под школу - семилетку, лишилась сторожки, ограды и крестов. В 1948 г. сообщалось, что крыша на ней пришла в ветхость, а самому зданию требуется капремонт. В годы войны в селах Лебяжье и Красное образовались 20-ки верующих, которые стали писать прошения во все инстанции об открытии молитвенного дома или в с. Лебяжье или в Красном или в Боровково. Все прошения были отклонены. В 1950 году «школьное здание» было ремонтировано, подведены потолки, переложены огромные печи, отремонтирована крыша, покрашены полы. В 1960-е годы колокольня была разобрана и из ее кирпича построена водонапорная башня в п. Лебяжье. В 1968 году здание признано аварийным и школа переехала в другое помещение, а церковь использовалась под зерносклад, что ускорило её разрушение (а также «работа» местных вандалов). Ныне храм находится совершенно в разрушенном состоянии. В 2001 г. областной архитектор сделал заключение, что восстановлению он уже не подлежит.

Статья с сайта http://urzhum-uezd.ortox.ru/khramy_urzhumskogo_uezda/view/id/1110348