Главная - О Епархии - Подвижники - Сщмч. Анатолий Ивановский
Сщмч. Анатолий Ивановский
Анатолий Дмитриевич Ивановский (1863 - 1918), священник, священномученик
Память 17 октября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 16 февраля 1863 года в с. Пектубаево Яранского уезда Вятской губ. в семье священника Дмитрия Ивановского.
В 1883 году окончил Вятскую духовную семинарию.
С сентября 1884 года служил псаломщиком в Троицкой церкви с. Салобеляк Яранского уезда.
С апреля по июль 1887 года служил псаломщиком в Яранске.
В 1887 году поступил в Казанский университет, где проучился 3 года и был уволен по болезни согласно личному прошению.
Затем поочередно жил в Казани, Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре.
Женился Юлии Михайловне (1869 г.р.), дочери священника с. Шулка. Дети: Вера (1894 г.р.), Нина (1895 г.р.), Феофания (1897 г.р.), Ольга (1900 г.р.), Людмила (1903 г.р.), Наталья (1905 г.р.), Александра (1907 г.р.), Всеволод (1909 г.р.).
С 24 февраля 1895 года служил псаломщиком в Иоанно-Предтеченской церкви с. Суводь, с 11 ноября того же года - в Знаменско-Мариинском женском монастыре, неподалеку от Яранска.
17 февраля 1901 года рукоположен в сан диакона, вскоре был рукоположен во священнника и определен к к Казанско-Богородицкой церкви с. Салтак-Ял.
Одновременно со священнослужением преподавал Закон Божий в Шагаранурской школе грамотности (1901-1903), Аргаранурской церковноприходской школе (1901-1914), Шаагаранурской церковноприходской и Мокрушинской земской школах (с 1914), Салтак-Яльской земской школе (с 1901). В первых трех из упомянутых учебных заведений о.Анатолий был также заведующим.
17 сентября 1918 года был арестован Уржумским уездным чрезвычайным следственным комитетом по борьбе с контрреволюцией как "белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями".
На допросе 16 октября о.Анатолий своей вины не признал, показав: "Я населению своего прихода ничего на почве политической не говорил и агитации никогда не вел", а на вопрос, как он смотрит на закон об отделении Церкви от государства, ответил: "Это значит лишить государственную власть благословения Божьего". Батюшка твердо заявил, что признает советскую власть лишь в гражданских, но не в церковных делах. "Виновным себя не признаю, в том и подписуюсь" - заканчивается протокол первого допроса.
О том же самом он говорил и на повторном допросе 18 октября:
"Против власти я лично не агитировал, а только читал воззвания Патриарха Тихона и Церковного Собора. Я предполагал. что я должен исполнять предписания высшей церковной власти и что советская власть не должна вмешиваться в церковные дела согласно декрету об отделении Церкви от государства… Я исполнял свои обязанности, а если это не исполнять, то должно уйти с должности… Советскую власть признаю как факт и исполняю ее распоряжения. Для меня безразлично, какая бы власть не была, лишь бы была она на христианских основах. Царское правительство для меня лучше в том, что Церковь не была отделена от государства. Вообще не задавался целью судить, какая власть лучше, лишь бы были между людьми братские отношения".
Причт Салтак-Яльской церкви выступил в защиту своего пастыря. 23 сентября диакон Иоанн Иванов и псаломщик Федот Ефремов направили в органы советской власти прошение:
"17 сентября 1918 г. священник села Салтак-Ял Анатолий Ивановский был взят военной силой и увезен в Уржум на заключение в темницу, по какой причине, мы совершенно объяснить не можем, так как в поведении отца Анатолия Ивановского мы не замечали никаких противозаконных действий: проповедей на политические темы не произносил, а произносил лишь на религиозные темы поучения".
До самого своего последнего часа, даже в тюрьме батюшка вел дневник, который сохранился каким-то чудом.
18 октября 1918 года был приговорен к расстрелу Вятским отделением ЧК при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК на Чехословацком фронте.
Расстрелян 30 октября 1918 года близ г. Уржума.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 июня 2008 года.
Ежегодно осенью совершается из города Уржума крестный ход со служением молебна на месте расстрелов 1918 года.
"Древо" - открытая православная энциклопедия