Главная - О Епархии - Подвижники - Священник Михаил Кибардин
Священник Михаил Кибардин
Более ста лет назад трагически оборвалась жизнь молодого священника Кибардина М.В., представителя династии православных священнослужителей Елабужского уезда Вятской епархии. И долгое время обстоятельства его гибели оставались не известны.
Дед Михаила Васильевича, Кибардин Афанасий Максимович (1824-1888) был сыном причётника, окончил Вятскую духовную семинарию и в дальнейшем почти двадцать лет служил священником в с. Покровское Елабужского уезда.
Сыновья о. Афанасия, Пётр и Василий, следуя примеру родителя также окончили семинарию. Василий (1848-1886) в 1870 г. вернулся на родину и работал учителем и преподавателем Закона Божия в Покровском земском училище. Позднее приняв священнический сан служил в Слободском уезде и в 1880 г. был перемещен к Архангельской церкви с. Елово Елабужского уезда, и вскоре вышел за штат.
Жена Василия Афанасьевича, Мария Николаевна Кибардина, в последствии вспоминала что, после смерти мужа, не имея средств к существованию она с детьми находилась на попечении причта церкви с. Елово.
Её дочери Павла и Афанасия были приняты на казённое содержание в Вятское Епархиальное училище и после окончания училища работали домашними учительницами.
Сын Михаил родился 28 октября 1881 г. В 1902 г. он успешно окончил полный курс богословских наук по 2 разряду в Вятской духовной семинарии и поступил на службу учителем в Зятцинское народное училище, Малмыжского уезда. А также его определили псаломщиком к Преображенскому собору и назначили преподавателем Закона Божия в «Ситниковской народной школе и в частном народном училище имени М. Ончукова» Слободского уезда.
В апреле 1904 г. псаломщика Михаила Кибардина по прошению перевели на освободившееся священническое место к Николаевской церкви села Вятские Поляны Малмыжского уезда и 15 апреля возвели в сан священника.
К этому времени он сочетался браком с Ольгой Бородиной, дочерью слободского купца Афанасия Бородина.
Окруженное длинными заметными издали увалами, Вятские Поляны живописно расположились у подошвы горы на правом крутом берегу реки Вятки, в 54 верстах от уездного города Малмыжа. В 1913 г., село «стояло на трактовой дороге» имело пароходную пристань, почтовую станцию и почтово-телеграфную контору.
В селе на средства прихожан в 1826 г. была построена каменная церковь, взамен ветхой деревянной. Позднее, в 1894 г., строительство продолжилось на деньги проживавшего в то время в с. Вятские Поляны купца А. И. Зайцева (1839–1912), причисленного к купеческой гильдии г. Малмыжа. Была построена каменная колокольня. Храм был расширен и имел три предела, с престолом Богоявления Господня, во имя св. и чудотворца Николая и во имя св. пророка Ильи.
За переустройство Никольского храма Алексея Ивановича Зайцева удостоили золотой медали и в 1896 г. прихожане выбрали его церковным старостой. В последующее десятилетие на внутреннее убранство церкви пожертвования купца А.И. Зайцева составили 4.415 руб.
Штат служителей церкви состоял из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Прихожанами были русские крестьяне, потомки монастырских крестьян Вятского Трифонова монастыря.
Казенного жалования служители церкви того времени не получали. По договору прихожане платили им ругу, с каждой брачной пары по пуду ржи и овса, но в 1905 г. это обязательство не выполнялось. Не платили руги прихожане, которые «были на военной службе», а остальные земледельцы, вследствие малоземелья при всякой возможности уклонялись от её уплаты. Кроме того, «крестьяне села, как выделившие из своих наделов землю в пользу причта, совершенно не платили не только руги, но даже и мелких сборов». К тому же от выделенных 60 десятин пахотной и 10 десятин сенокосной земли, более 8 десятин в 1916 г. были «отчуждены под железнодорожную линию Казань-Екатеринбург». В 1913 г. доход от прихода у священника составлял 300 руб., дьякона - 200 руб., а псаломщика - 100 руб. в год.
По своей богослужебной деятельности священник М. Кибардин окормлял крестьян из деревень Матвеево, Собакина, Киняусь (починок Спасский) и частично с. Вятских Полян. Вторым по важности считалось дело народного образования и на ниве просвещения православные священники трудились бесплатно, давая христианское образование детям-прихожан. Священнику М. Кибардину вменялось заведование церковно-приходской школой в д. Киняусь и преподавание Закона Божия в земской начальной школе в д. Собакина, а позднее в Матвеевской двухкомплектной школе, открытой земством в 1912 году, при непосредственном участии о. Михаила. В 1916 г. М.В. Кибардин получил годовое вознаграждение как законоучитель - 240 руб.
За время службы священник М. Кибардин временно заменял благочинного, занимался «делами страхования от огня строений духовного ведомства», состоял следователем по духовным делам 1 округа Малмыжского уезда и членом Братства Святителя Николая.
Ответственные должности связывали приходского священника разнообразными формами отчетности и отнимали массу времени. Забот требовало и домашнее хозяйство, которое следовало содержать в образцовом состоянии, как пример для других.
Не смотря на занятость о. Михаил все свободное время посвящал родным, жене Ольге Афанасьевне, своей матери Марии Николаевне и сыновьям, Константину, Георгию, Валентину, и Николаю. В воспоминаниях детей отец остался строгим и «каждый день сыновья отчитывались перед ним как провели день».
«За отлично усердную службу и работу по духовному просвещению прихожан» священника М. Кибардина наградили в 1911 г. набедренником, в 1915 г. скуфьей.
В 1916 г. общее число прихожан Никольской церкви уменьшилось до 4.714 человек, против 5.117 человек в 1905 г. И возможно по этой причине о. Михаила перевели в Сарапульский уезд к церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Предположительно в начале 1917 года семья Кибардиных переехала в заводской посёлок. Более точную дату перевода установить не удалось, т.к. послужного списка священника не обнаружено, а Клировые ведомости Покровской церкви сохранились только до 1915 года.
Покровская церковь Ижевского завода была построена в 1900 г. Приход состоял из заводских жителей и крестьян 11 селений, удалённых на расстоянии 5-17 верст. Общее число прихожан составляло 7.417 человек.
С началом Первой Мировой войны население Ижевска, одного из крупнейших центров оборонной промышленности страны, возросло в 4 раза. К этому времени на заводе работало 42 тысяч рабочих, а общая численность населения превысила 150 тысяч человек.
Это были ижевские рабочие и члены их семей, квалифицированные рабочие, завезённые на Завод в годы Войны из центральных губерний, несколько тысяч эвакуированных из Западных областей и некоторое количество военнопленных, а также множество «мешочников», которые приехали в Вятскую губернию с Запада для того, чтобы обменять свои вещи на хлеб, да тут и застряли». Все эти и иные категории материально неустроенных граждан формировали весьма криминальную среду, представители которой искали себе пропитания всеми путями.
Продолжалась Первая мировая и Гражданская война, в сентябре 1917 г. Ижевский оружейный завод перевели на военное положение. В это сложное время 8 августа 1918 г. вспыхнуло Ижевско-Воткинское антибольшевистское восстание заводских рабочих под руководством организации «Союз фронтовиков». По подсчёту историков восстание охватывало территорию с населением более 1 миллиона человек, а численность повстанческой армии, по некоторым источникам достигала 25 тыс. человек.
Во время восстания причт Покровской церкви по-прежнему исполнял свой долг, совершал требы и проводил службы. Священники В. Поспелов, А. Скарданицкий, М. Кибардин, диакон М. Пикулев, псаломщики М. Кирилов, Г. Афанасьев, А. Демин крестили младенцев, отпевали «убитых на войне» и красногвардейцами и белогвардейцами, о чем сохранились соответствующие записи в церковной книге.
В черновом варианте Метрической книги за 1918 г. о. Михаил Кибардин оставил последнюю запись 31 октября. Далее записи в книге отсутствуют и возобновляются 21 ноября иеромонахом Амвросием с вышеуказанными псаломщиками.
Более трёх месяцев повстанцы удерживали город. 9 ноября (по др. данным 13 ноября) 1918 г. Ижевск был занят частями Красной Армии, 2-й Советской сводной дивизии под командованием В. Азина.
Участь о. Михаила Кибардина была трагичной. «В семье говорили, что его расстреляли на огороде за сараем». В 1921 г. вдове Ольге Афанасьевне выдали "Выпись из книги о смерти 1918 г. Покровской церкви", в которой день смерти священника М.В. Кибардина, указан 4 ноября 1918 г. Причина смерти – убит, захоронен на Ижевском Заречном кладбище.
Согласно этой справке получалось, что Михаил Кибардин был убит повстанцами.
Много позднее, в январе 1991 г. по обращению Георгия Михайловича Кибардина, о реабилитации своего отца, архивное уголовное дело М.В. Кибардина было направлено в Прокуратуру УАССР, и священник был реабилитирован 29. 05.1992 г.
В 2013 г. стала известна судьба и других членов причта Покровской церкви благодаря А. Коробейникову, который впервые опубликовал протоколы ЧК 2-й Красной Армии конца 1918 - начала 1919 года, в своей книге «Ижевские повстанцы и «Красный террор». «Эти документы, хранящиеся в архиве УФСБ по Удмуртской Республике, проливают свет на то, что происходило в городе сразу после Ижевско-Воткинского восстания рабочих». В частности, из протокола № 6 от 13 ноября 1918 г., следует, что Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем при штабе 2-ой Армии Восточного фронта было заслушано дело священников Поспелова Василия, Скардоницкого Аркадия, Михаила Кибардина, дьякона Михаила Пикулева обвиняемых в участии в белогвардейском мятеже и вынесено постановление виновных «предать смертной казни через расстрел. Приговор привести в исполнение немедленно».
После гибели мужа на попечении Ольги Афанасьевны остались мать, свекровь и 5 детей. Старшему сыну Константину исполнилось 13 лет, младенец Владимир родился в 1918 г.
Трудно представить семью, оставшуюся без средств к существованию, на территории охваченной Гражданской войной. Ольга Афанасьевна, имея начальное образование работала «конторщицей в бухгалтерии Заводов с месячным окладом 782 руб.». С 14 лет начался трудовой стаж её сыновей. В 1920 г. похоронив М. Н. Кибардину и Г. П. Бородину, Ольга Афанасьевна решается уехать из Ижевска. В период экономической разрухи и политической нестабильности, семье с трудом удалось добиться разрешения на выезд в Вятские Поляны.
В июне 1921 г. епископ Сарапульский и Елабужский Алексий получил рапорт от благочинного протоиерея с. Рожки Малмыжского уезда Н. Будрина и «ставленническую грамоту расстрелянного священника М. Кибардина переданную вдовой умершего О.А. Кибардиной».
Установившаяся Советская власть повсеместно причисляла служителей религиозного культа и членов их семей, к антисоветским, нетрудовым элементам и лишала их гражданских прав. Статус «лишенцев» на долго закрепился за Кибардиными. В январе 1929 г. с 3 курса был отчислен сын Валентин, по постановлению Совета Савальского сельхоз техникума, как сын священника.
В 1928 г. Ольга Афанасьевна работала просфорницей в Никольской церкви. По характеру очень мягкая и добрая, в свои 44 года она выглядела сгорбленной старушкой небольшого роста. Прихожане звали её Протопоповна, в Вятских Полянах она жила до переезда в Казань в шестидесятых годах.
Кибардина Ольга Афанасьевна сберегла и вырастила пятерых сыновей. Все они воевали на фронтах Великой Отечественной войны и трое не вернулись.
Старший сын Константин (1905-1942) до войны жил в Москве, погиб под Сталинградом.
Валентин (1909-1942) и Николай (1911-1941) в 1941 г. были призваны Вятско-Полянским райвоенкоматом, пропали без вести.
Владимир (1918 г. р.), член ВКП(б), в Красной Армии находился с 1938 г., в качестве полкового инженера 33 стрелковой дивизии. В 1943 г. семья получила на него похоронку, но это оказалось ошибкой. Владимир закончил войну в Германии в звании капитана, за мужество и отвагу награждён Орденом Отечественной войны II степени. Уволен в запас в 1946 г. Позднее погиб на стройке в результате несчастного случая.
Георгий (1907-1996), до войны жил в Татарской АССР. В мае 1942 г. мирную профессию сменил на военную специальность сапера. Воевал на Южном, Украинском, Прибалтийском, Белорусском фронтах. Награжден орденом «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Сталинграда» и др. Был ранен, контужен. Говорить о войне не любил, но дожив до почтенного возраста часто вспоминал братьев.
Документы, связанные с судьбой М. В. Кибардина бережно хранит его правнучка Елена Михайловна Кибардина. Потомки Кибардиных живут в Татарстане, Архангельской и Кировской областях.
Татьяна Мельм