Главная - О Епархии - Подвижники - Иеродиакон Тихон (Кожевников)
Иеродиакон Тихон (Кожевников)
Подвижник земли Уржумской блаженный иеродиакон Тихон (Иван Ефимович Кожевников) родился 18 сентября 1860 г. в д. Кугерь Уржумского уезда. 5 июня 1882 г. поступил в Раифскую Богородицкую пустынь. В том же году определён послушником. 16 июня 1891 г. пострижен в монашество. 23 июня 1891 г. рукоположен в сан иеродиакона. 19 января 1895 г. перемещён в Мироносицкую Царевококшайскую пустынь. В 1897 г. вернулся на родину в связи с болезнью ног. Получил исцеление на источнике в д. Кугерь, где также обрёл образ Пресвятой Богородицы, хранящийся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Уржума.
Ежегодно 29 июня на святой источник в д. Кугерь совершается крестный ход из г. Уржума. 29 июня – неслучайная дата. В этот день Православная Церковь чтит память святителя Тихона, епископа Амафунтского, а также преподобного Тихона Медынского, Калужского. Имя одного из этих святых носил иеродиакон Тихон. Свято-Тихоновский крестный ход имеет давнее происхождение, однако принял массового паломника лишь в 2003 году.
Иеродиакон Тихон отошёл ко Господу 19 апреля 1925 г.
Комиссией по канонизации святых Уржумской епархии к 100-летию со дня преставления иеродиакона Тихона (Кожевникова), в 2025 году, намечено прославление угодника Божия в лике преподобных. Также, предложено организовать Духовно-просветительский центр во имя иеродиакона Тихона в стенах Воскресенского храма г. Уржума, где в настоящее время располагается воскресная школа, епархиальные отделы, и, в скором времени, епархиальное управление.
О жизни иеродиакона Тихона рассказывает книга “В храм Божий надо ходить, пока ноги ходят!”, распространяемая бесплатно в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Уржума. Предлагаем к прочтению и ознакомлению её текст.
Кто может исследовать глубины человеческого духа? Кто может увидеть и уразуметь те тайны богообщения которые проходят глубоко внутри человеческой души? Как можно видеть в глубине души, когда словам молитвы внимает Сам Всемогущий Бог. Все эти незримые качества, которые воистину превыше небес, доступны немногим, но доступны тем, кто в поисках заветной жемчужины, оставляет все, буквально все и, найдя ее, продает все свое имение, лишь бы обрести желаемое, а это желаемое и есть Христос (Мф. 13; 45-46).
Образ жизни юродивых, является одним из самых труднопонимаемых, где человеческий разум не в силах объять те движения человеческого духа, которые происходят внутри человеческой души. Жизнь Христа ради юродивых - это подвиг глубокого самоотвержения, в котором происходит истинное, нелицемерное подражание Христу и полное исполнение Его заповедей. С внешней же стороны подвижник отказывается от всего житейского и суетного, потому что беспрестанное попечение о плоти связывают крылья человеческой души невидимыми путами, лишая ее полета молитвы. Телесный комфорт же и приличия, совсем приковывают душу невидимыми кандалами к плотскому и земному. В этом положении душа наиболее подвергается скорбям и страданиям, ведь имея свое истинное жительство не на земле, а на небе она вынуждена питаться пищею не духовною, но «прахом земным», т. е. пищею перемешанной со страстьми и похотьми, что вяжет крепче видимых уз. Забывая задняя и простираясь вперед (Флп. 3; 13), Христа ради юродивые в глазах окружающего мира действительно безумны ради Христа (1 Кор. 3, 18), но только не по отношению своего разума, а по отношению к злу и той мудрости века сего, которая по выражению апостола Павла, есть безумие пред Богом. (1 Кор.3,19). Их цель - быть «нищими духом» ради Царствия Небесного. И вследствие такой цели юродивые как святые составляют в Новозаветной церкви отдельный чин подвижников благочестия. Этот чин святых не очень многочисленен и это, конечно, потому, что юродство есть путь к спасению очень трудный и кто пойдет на такую полную лишений жизнь, тем более что земной награды за нее не причитается. Святые мужи, отрекавшиеся себя по доброй воле на подвиг юродства, жили и действовали не по правилам суетного мира, но помня слова Священного Писания: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным» (1 Кор. 3 ,18) они с великим терпением переносили поругания, презрения, и нередко, побои от людей, голод и жажду, зной лета и холод зимы и не имели постоянного пристанища. Как ни безрассудны, по-видимому, были поступки блаженных, однако ничего не делали напрасно, все «странности» имели глубокий смысл. Христа ради юродивые всегда сохраняют возвышенный дух и всем своим существом устремляясь к Богу. «Ругались» миру и в то же время обнимали всех совершеннейшей любовью, проводили всю свою жизнь в тайных слезах и молитвах за своих ближних, погибающих в грехах, а равно и за тех, от кого принимали поношения и обиды с еще большим усердием.
По чувству глубочайшего смирения и самоуничижения эти святые люди почитали себя достойными презрения от всех людей. Поэтому, эти строгие к себе праведники, составляющие сор для мира (1 Кор. 4, 13), не понимавшего их, и не стоившего их (Евр. 11, 38), в действительности были облагодетельствованные чада света (Еф. 5, 8), соль земли, по учению Христову (Мф. 5, 13), и будучи младенцами по духу и незлобию (Мф. 18, 3; 1 Кор. 14, 20) - они при всей кажущейся простоте, очами духовными легко и ясно прозревали будущее, разрешали трудности настоящего и ясно раскрывали прошлое.
Юродивыми нередко становились иноки, которые достигнув «меру возраста» и горя пламенною любовью к Богу и людям испрашивали благословение на подвиг юродства. Так в VI веке подвиг юродства взяли на себя преподобные Серапион Синданит (IV), Фома Сирийский (VI), Симеон Палестинский (VI). Однако нигде не было такого количества святых-юродивых, сколько на Русской земле. Из русских иноков и священства подвиг юродства принимали на себя преподобный Исаакий Затворник, преподобный Михаил Клопский, иерей Максим Тотемский, а из 20 века иеросхимонах Феодосий Кавказ кий святой Ставропольской епархии живший с 1841 по 1948 год.
К числу таких избранников относился и Христа ради юродивый иеродиакон Тихон оставивший о себе незабываемую память в местах близ города Уржума.
Жизнь человека вполне раскрывается только после его смерти, вдруг становится очевидным какой человек жил рядом. Также произошло и с о. Тихоном, несмотря на то что при жизни его любили и почитали. Но осознание этого пришло потом и свидетельствуемое многими чудесами от могилки преподобного. Не много пока известно о подвижнике Тихоне, ведь и его внутренняя жизнь была недосягаема для человеческих глаз. Пример юродства блаженного Прокопия Вятского, благословленного архимандритом Трифоном Вятским на подвиг молчальничества, узнали лишь после его смерти. Так многое и у отца Тихона покрыто завесой неизвестности, о жизни мы знаем благодаря воспоминаниям о дарах прозорливости, исцелений и другим чудесам которые сопровождали подвиг блаженного.
Но трудности подвига не отдаляли его от людей: он всегда оставался добрым и доступным, сохраняя непоколебимую веру в Господа нашего Иисуса Христа. Это служение Богу и людям притягивала страждущих, постоянно обращавшихся к нему за советом, испрашивая молитв.
И сейчас особую молитвенную помощь получают все, кто с верою посещают могилку отца Тихона и святой Кугерский ключ.
В Вятской Губернии Уржумского уезда в деревне Кугерь, у крестьян Ефима и Евдокии Кожевниковых было три дочери (Анна, Дарья, Евдокия) и сын Косьма. В 1860 году 18 сентября, родился малыш. При рождении его назвали Иоанн. Ему в будущем предстояло стать великим подвижником, прозорливцем, преподобным и Христа ради юродивым иеродиаконом Тихоном.
С детства Иоанн приучался к труду и молитве, беря пример от своих благочестивых родителей, приобщался к церковной жизни, которая выражалась в соблюдении поста, церковных и домашних молитв, праздновании церковных праздников. С ранних лет проявлялись у будущего подвижника такие добродетели, как, послушание и любовь к молитве. Ему открываются некоторые духовные дарования. Приходит он как-то после службы из церкви села Буйско-Архангельского , куда он постоянно ходил, и спрашивает у матери: «Почему молодые люди так рано умирают?». Та, с удивлением спрашивает: «Какие это люди?». А он отвечает, называя их имена. В скором времени все эти люди умерли. Огромное недоумение было у родителей Иоанна. Они пошли за советом к священнику, который посоветовал повнимательней относится к сыну, запоминать то, что он говорит и не прекращать своих молитв о сыне. Господь Бог откроет истинное предназначение Иоанна - верил священнослужитель. Приняв во внимание наставления священника, родители с огромной любовью стали молиться о своем сыне и за все благодарили Бога.
Прошло несколько лет, и отрок Иоанн остался без матери. Евдокия умерла 28 августа 1863 года на Успение Пресвятой Богородицы, во время родов, когда рожала шестого ребенка. Детей стал воспитывать один отец Ефим, но и он вскоре умер. Отрок Иоанн с сестрами остались сиротами. Их взял на воспитание родной дядя Павел. Иоанн рос спокойным уравновешенным мальчиком, во всем слушался дядю и помогал по хозяйству, продолжал усердно
посещать Божий Храм. Иоанн с самого детства напоминал своими добродетельными поступками всем окружающим о высших целях жизни. Для него самым большим богатством были доставшиеся от родителей иконы, которые в два ряда стояли в красном углу, и книги религиозного содержания. Одна из них, называлась «Загробный мир». Дядя Павел был человек глубоко верующий и часто ходил по святым местам и даже на Афон. Он желал остаться на Афонской горе в монастыре. Но так как у Павла было много детей, то его там не приняли . Настоятель русской общежительной обители (келлии) святого Иоанна Златоуста на Афоне иеросхимонах Кирилл (Абрамов) посоветовал сначала определить всех детей.
Когда подросли дочери, Павел определил кого в Казанский монастырь, а кого выдал замуж. Отрок Иоанн перешел жить к своей старшей сестре Анне. После этого Павел ушел в монастырь и на Афоне в скором времени умер.
Когда исполнилось Иоанну 16 лет, он весной 1876 года после Пасхи с разрешения своей сестры Анны отправился пешком, а где попутно - на телеге, в Трифонов монастырь, в город Вятку. Его желанием было увидеть праведника монаха Стефана Куртеева , о котором много слышал от своего дяди Павла. Монах Стефан несколько лет жил на Афоне, а теперь подвизался на Филейке, близ города Вятки. Иоанну очень хотелось, чтобы тот наставил его на истинный путь.
Несколько дней шел Иоанн в Вятку, останавливаясь в домах, где пускали на ночлег, помогал по хозяйству и двигался дальше, непрестанно молясь Господу Богу. Добравшись до Трифонова монастыря и увидев красоту Успенского Собора, Иоанн был восторжен увиденным. Узнав от богомольцев о жизни святого блаженного Прокопия Вятского, был очень впечатлен его подвигами и возымел горячее желание выбрать сей путь.
Стоя в Божием Храме, горячо молился всей глубиной своего сердца перед иконой святого Трифона и святого блаженного Прокопия Вятских Чудотворцев. Огромное желание возникло у него, к монашеской жизни, когда он увидел монахов Трифонова монастыря. По промыслу Божиему, Иоанн встретился в Храме с отцом Стефаном. Так произошла встреча, которая изменила жизнь Иоанна. Побеседовав с ним буквально недолгое время, отец Стефан, приобнял его и ласково сказал: «Ванюшка, вот тебе мое благословение. Иди в город Казань, навести сестер монахинь, приложись к Казанской иконе Пресвятой Богородицы, молись перед ней усердно всей полнотой своей души, проси ее заступничества и помощи. Она не оставит тебя. И я буду о тебе молиться. А я сам когда-то давно учился в городе Казани и тебе там хорошо будет. Не бойся трудностей, Господь Бог все управит...»
Иоанн с трепетной радостью встал на колени, поклонился отцу Стефану, поблагодарил за совет и наставления. Попросив святых молитв отца Стефана, обойдя все храмы града Вятки, пошел обратно в свою деревню.
Окрыленный словно птица небесная, отрок Иоанн с переполняющей его радостью вернулся домой. Рассказав об удивительной встрече с монахом Стефаном, он попросил сестру Анну отпустить его в монастырь в Казань к сестрам. Та с радостью его отпустила, но попросила, чтобы помог ей кое какие дела по дому доделать.
Через деревню Кугерь, где они жили, проходила дорога на Казань из села Буй Уржумского уезда, по которой часто шли паломники в святые места Казанской земли. Попрощавшись со своей сестрой, Иоанн вышел на дорогу и тут же встретил паломниц-монахинь, которые шли, как оказалось, к Казанской иконе Богородицы. Иоанн сразу понял, как это промыслительно Господом Богом, и, присоединившись к ним, отправился в свой подвижнический путь.
Все внутреннее, сердечное чаяние Иоанна рвалось вперед, в уготованное место Богом. Не выходили слова отца Стефана и его смиренный и духовный образ из головы Иоанна. Он шел, молился и просил Пресвятую Богородицу управить все его стремления, молился святому блаженному Прокопию о помощи в духовном возрастании.
Через несколько дней будущий подвижник Церкви добрался до Казани. Припав на колени, Иоанн усердно молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Молился о своих умерших родителях и родных, просил помощи в предстоящем прибытии в монастырь. Затем, помолившись у мощей Святителей Казанских, Иоанн отправился к своим родным сестрам в монастырь. Встреча была долгожданной, и великая радость на сердце была у каждого из них. Выслушав Иоанна, сестры посоветовали ему отправиться в Макария Унженского пустынь .
Летом 1877 года, придя в монастырь к Божественной Литургии, Иоанн по обыкновению своему встал в храме у входа и стал горячо молиться. После службы его заметил игумен монастыря Досифей и, узнав цель прихода в пустынь, повел с собой и посадил в трапезной, накормил, а затем, расспросив о родных и всей его жизни, определил на послушание на монастырском подворье. С великой радостью принял это Иоанн и приступил к своему послушанию в монастыре. Братия монастыря очень добродушно приняла послушника Иоанна. Ему дали отдельную келью. С решительностью Иоанн брался за любую работу, которая ему благословлялась. Он был очень терпелив и трудолюбив.
Прошло несколько лет, прожитых Иоанном в обители, где он возмужал, подрос, окреп, но более того его душа и сердце
почувствовали особое умиление, из которого родилось желание: всей своей жизнью послужить Богу. Вспоминая житие святого блаженного Прокопия Вятского, Иоанн мечтал стать юродивым.
Каждый день он молился Богу, иконе Пресвятой Богородицы Казанской и святому блаженному Прокопию Вятскому, просил их помощи. Всегда поминал своего духовного отца Стефана (Куртеева), своего наставника и своих сестер монахинь, так как сказано в Евангелии: «Поминайте наставников Ваших» (Евр. 13; 7). Иоанн был послушлив, имел в себе самоуглубленность и при этом всегда был отзывчив к нуждам всех людей.
Все это не могло укрыться от окружающих его монахов и прихожан обители. Как говорит Священное Писание: «Не может укрыться город на верху горы» (Мф. 5; 13). Здесь в монастыре его Божественные дарования, которые были открыты еще в детстве, раскрываются в полноте своей в дар прозорливости. Иоанн с детства имея горячую молитву, более усердно укрепляется с благословения духовника в молитве к Богу. С детства имея настрой к самоуглублению и молитве, здесь в монастыре он полностью предался этому благочестивому желанию, восходя от силы в силу. И это стало основным правилом всей его последующей жизни.
Неся нелегкие послушания в монастыре на протяжении 5 лет, Иоанн в 1882 году постригается в монахи с именем Тихон, игуменом Досифеем. Отныне крыльями его души становится непрестанная молитва, по слову Апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:...» (1 Сол. 5; 16).
В 1885 году монаха Тихона поставляют в иеродиаконы.
Со временем окружающие стали замечать его понимание будущего их жизни, что монах Тихон видит грядущее как настоящее, предупреждая людей о бедах и напастях. Молва о нем разносится далеко за пределы монастыря, города Казани, в другие города и веси. Прослышав о дивном монахе, огромное количество людей стекается к нему. Это начинает мешать иеродиакону Тихону, его внутреннему состоянию делания молитвы.
В своей жизни отец Тихон подражал древним подвижникам, усердно изучая их труды. Поэтому он особенно усердно подвизался в подвиге исихии и внутреннего делания. Молитвенное единение с Господом Иисусом Христом стало центральным местом его жизни, где он черпал силы в борьбе «.. .со страстьми и похотьми» (Гал. 5; 24). Через это он стяжал великую любовь к Богу и людям.
В 1890 году наступает трудный период в жизни иеродиакона Тихона, так как на Вятке умирает его духовный наставник отец Стефан (Куртеев).
Иеродиакон Тихон усиливает свои молитвы, и день и ночь напролет молится Господу Богу. После смерти отца Стефана словно что - то родное было оторвано у иеродиакона Тихона. Через какое то время здоровье иеродиакона Тихона стало ухудшаться: по Промыслу Божиему от монастырских трудов и длительных богослужений у него сильно заболели ноги, он едва мог служить. Двадцать лет отец Тихон подвизался в Макария Унженского пустыни. В 1897 году 17 октября с благословения Преосвященного Арсения Архиепископа Казанского и Свияжского" иеродиакона Тихона отпускают за штат и благословляют поехать на родину.
Зимой 1897 года иеродиакон Тихон вернулся в родную деревню Кугерь и стал жить у своей сестры Анны. Он был очень заметен:
носил рясу, был красив лицом, высокого роста, худощавый, с русыми длинными волосами, носил усы и бороду, глаза были пронзительные, но к тому же добрые. Спал на твердой постели, иногда просто на досках. На груди под одеждой носил нательный большой крест, на голове - камилавку. Одевался просто и скромно. На службу стал ходить в церковь в соседнее село Буйско-Архангельское. Монах обладал приятным баритоном и часто пел в церковном хоре. Отец Тихон придерживался строгого поста (не вкушал мяса), был совершенно равнодушен к богатству. Часто посещая дома бедняков, говорил: «Люблю я бедных, так как богатый зазнается, а бедный обманется».
Отец Тихон обладал не только духовными дарованиями, как то молитва, покаяние, слезы, но и даром житейской мудрости, которым он пользовался, давая мудрые советы ближним и окружающим его людям. За это отец Тихон очень полюбился простому деревенскому народу. Он часто приходил в гости к людям и любил учить детей читать по книге Псалтирь, приучая всех к молитве.
Отец Тихон всегда всех призывал усердно посещать Храм Божий. Так в людской памяти сохранился главный завет праведника: «Надо в Храм Божий ходить, пока ноги ходят».
В 1898 году началось почитание народом иеродиакона Тихона после службы в церкви села Архангельское. Однажды в качестве диакона Тихон помогал служить священнику. И хотя был праздник, и необходимо было надеть светлые одежды, отец Тихон надел темную. Увидев это, священник сказал: «Ты что? Одевай светлые...» В ответ же услышал: «Я ведь ошибся». Но в тот же день после обеда священник скончался. Люди решили, что своим необычным поступком отец Тихон пророчествовал эту смерть.
Через несколько дней к иеродиакону Тихону приехали гости из Макария Унженского монастыря. Их послал игумен обители спрашивать совета, где копать другой колодец, а то вырыли очень глубокий, а воды нет. Отец Тихон сказал: «Передайте низкий поклон игумену, а вода в колодце будет, копайте еще немножко». Так и случилось, ключ в колодце забил, и воды стало много, за что игумен потом гостинца отцу Тихону прислал и красивую шапку.
Прихожане Архангельской церкви об этом узнали и на паперти шептаться начали, что отец Тихон не простой монах. Не хотел он, чтоб об этом узнали, но молва быстро облетела всю округу.
Народ стал замечать его прозорливость и стал внимать всем его словам, в надежде услышать мудрый совет, притчу или наставление. Стали подходить к нему за благословением, а он в ответ только руку слегка к небу поднимет, голову приопустит и в ответ скажет: «Бог да благословит». Он знал, с какими вопросами приходят люди, еще до того, как они задавали свои вопросы. За глубочайшее смирение Господь Бог удостоил своего угодника даром любви к ближнему, который так же проявлялся многими случаями чудотворений и прозорливости.
Один сосед пришел к отцу Тихону спросить: с братом жить вместе или врозь. Отец Тихон говорит: «Ты в городе будешь жить и дом строить». Через четыре года построил сосед тот дом в городе.
Его соседка беспокоилась, что у нее три дочери и два сына, трудно жить. Отец Тихон ей сказал: «Не трудно матушка, а вот трудно-то еще будет». Сказал еще: «Цветущего репья на фартук, вся в «цветах» и трудно». И что же: через 10 месяцев она родила двойню, да и весь фартук был в «цветах», так что не поспевала мыть.
Пришли к отцу Тихону две подружки узнать: выходить ли замуж за женихов, которые к ним сватаются. Одна из них богатая, туфли на каблуках (раньше в деревне такие носили мало кто). А отец Тихон говорит: «Эти туфельки то Наде бы надеть». А богатой ответил: «А тебе лапти». Ей обидно стало, и что же вышло. Богатая за бедного замуж вышла и всю жизнь в лаптях проходила. А бедная вышла за ученого и жила богато.
В 1905 году отец Тихон был как-то в деревне Антонкове, и местная жительница Н.П. Воробьева сказала: «Вот какая война идет». А шла война с Японией. На это монах ответил: «Это не война, а вот война-то будет, у вас в реке Пенбинке кровь пойдет, и у каждых ворот головы валяться будут, как пеньки». В деревне Антоновке так и случилось через несколько лет, когда началась Первая мировая война, а затем гражданская.
Однажды, проходя по Кугери, он увидел, что один из крестьян долбит колоду для скота. Тут же бегали два его маленьких сына. Отец Тихон попросил одного из них, Сашу, лечь в колоду. Тот лег. «Нет, - сказал отец Тихон, - тебе не подходит, а вот другому, Степану, подойдет, ты и ложись». Вскоре Степан умер.
Крестьянин Петр Чулков стоял на улице рядом с санями. Мимо по деревне проходил отец Тихон. Остановившись около саней, он сказал: «Один-то конец надо ошинить, а другой подковать, и тогда и гора не беда». Петр с ним согласился, что сани не подбиты железом, а лошадь не подкована, но ничего не сделал. Через два дня Петр поехал
с мукой на санях с горы. Неподкованная лошадь поскользнулась, сани опрокинуло, мешки с мукой разорвались, лошадь убилась, а Петр, сильно ударившись, стал горбатым. До сих пор у местных жителей эта горка около села Архангельского называется «Петькина кобыла».
Одна девушка собиралась замуж и зашла к отцу Тихону спросить совета. Тот ей сказал: «Не бери этого. Твой план еще не вышел». Девушка выполнила наказ. А вскоре из армии вернулся парень, сирота, который посватался к ней. На этот раз он благословил. Брак был счастливым, а первый парень вскоре спился.
Летом 1899 года отец Тихон нашел в Кугерском логу на ручье маленькую икону Пресвятой Богородицы Казанскую. Взяв ее из воды, стал купаться. У него после этого ноги болеть перестали, он исцелился. Тут он поставил деревянный столбик, а икону на него повесил. Как-то сосед строил каменный дом и отец Тихон попросил у него кирпича: «Дай мне кирпича, сколько уйдет». И сосед ему дал. Отца Тихона всегда чтили и все слушали. Отец Тихон вместо этого деревянного построил каменную часовенку тоже столбиком. Молва людская быстро облетела округу. Каждый день шли умыться на святой источник Божьим даром отец Тихон приходящих к нему больных людей умывал, и они исцелялись. Всегда всем говорил,
чтобы Пресвятую Богородицу благодарили. Потом построили большую часовню и выписали икон, привозили туда священников и служили молебны. Тут же поставили колоду. Если нужно колоду наполнить водой, то ее внизу заткнут и верующие купаются. Стали много жертвовать, но отец Тихон себе деньги не брал, а нищему соседу и другим нищим раздавал.
Молва людская быстро облетела округу. Каждый день сотни людей шли умываться на святой источник. С тех пор и началось паломничество к роднику, стали происходить многочисленные исцеления.
Отец Тихон постоянно старался искать безмолвия и уединения для молитвенного подвига, к которому привык за долгие десятилетия своей жизни в монастыре. Но люди стремились к нему, чувствуя то особое, неоткрытое миру состояние души монаха. Где бы он ни находился, везде находили его, испрашивая совета и молитв. Он, понимая, что возникает необходимость серьезного духовного окормления, начинает ее искать. От паломников, проходивших из Вятской глубинки через Кугерь, узнает, что ученик иеромонаха Стефана (Куртеева), иеромонах Матвей (ныне прославленный в лике святых) подвизается в монастыре в ста километрах от его родного села. Отец Матфей в монастыре был на должности благочинного и духовника обители. В 1902 году иеродиакон Тихон поехал к отцу Матфею в Анно-Пророчицкий монастырь в город Яранск.
Отец Матфей очень радушно встретил его. Долго сидели, разговаривали и вспоминали своего духовного наставника отца Стефана, ведь он их обоих благословлял и наставлял на духовный путь. Отец Тихон попросился в обитель к отцу Матфею, но он, прозревая жизнь иеродиакона Тихона и подвиги его души и зная Волю Божию о нем, советует ему вернуться на родину и послужить людям в селе Архангельском на благо Церкви и во спасение душ рабов Божиих.
С того самого времени окрепла дружба отца Матфея и иеродиакона Тихона. Всегда помня благословение и наставление отца Матфея, иеродиакон Тихон не стал отгонять от себя приходящих к нему людей, положившись промыслу Божиему. И тогда к отцу Тихону стало идти немало народа: люди спрашивали советы в различных делах, узнавали о судьбах своих близких и будет ли счастливым брак.
Так Господь, возвышающий смиренных, прославил подвижника даром прозрения. И хотя он никому не отказывал в ответе, но отвечал не прямо, а туманно, присказками, иногда «показывая» свой ответ. Часто отвечал, не глядя даже в лицо человека, без труда узнавал мысли и думы каждого, читая их, как в раскрытой книге, прозревая будущую судьбу. Даже священники в беседах с отцом Тихоном находили ответы в своих вопросах и интересовались о духовном общении отца Тихона и отца Матфея. Они привыкли видеть в монахе Тихоне человека Божия. Иногда советы он давал не словами. Когда в годы войны женщины приходили узнавать о судьбе мужей, то отец Тихон иногда брал в руки камень. Это означало, что их ждет тяжелая доля.
Так однажды обратилась женщина, у которой пятилетняя дочь не могла ходить. «Привези мне девочку на Рождество» - сказал отец Тихон. Настал праздник, и женщина привезла дочь. Все вместе поехали к ключику в деревне Кугерь. Было очень холодно, но отец Тихон налил в колоду воды из источника и сказал матери разуть чадо. Та испугалась, ведь вода была ледяная, но отец Тихон успокоил. Когда девочка разулась, омыл ее ноги в воде. Потом сказал: «Надевай валенки, поедем домой, будем чай пить». Поехали к нему. Все сели за стол, а девочка сидела на печи. Когда подали чай, отец Тихон обратился к ней: «Мария, слазь, иди сюда». И все увидели, что девочка, которая не могла передвигаться, исцелилась и пошла к столу.
Появился как-то мужчина, больной лихорадкой: «Я шел в больницу, надо пахать, а я не могу». Отец Тихон в ответ: «Пойдем на ключик». Налил в колоду, мужик лег в нее, и отец Тихон начал поливать его водой. Через некоторое время спросил: «Хорошо?». Больной ответил: «Так хорошо, что не вылез бы» - почувствовав, что болезнь прошла. «Ну тогда, - сказал отец Тихон, - вылезай и завтра поезжай пахать».
У одной старухи сильно болел и гноился палец на ноге. Она пришла к отцу Тихону, а тот сказал: «Пойдем на ключ». Там он взял палец и стал мочить в воде. Старушке сразу стало легче, болезнь стала проходить и вскоре женщина поправилась.
Женщина, у которой муж ушел на фронт, пришла спросить отца Тихона, вернется ли муж живым. Он ответил: «Запомни, что тебе приснится сегодня ночью». Женщине приснилось: по двору идут гусыня с гусятами, а гуся утащил за ворота вихрь. Вскоре женщине сообщили о гибели мужа.
Пришла за ней другая, спросить о муже, который был на фронте, и принесла хлеб. Отец Тихон хлеба у нее не взял, ничего ей о муже не сказал, а только заметил: «Иди домой и неси хлеб». Женщина пошла домой, а там ее ждал муж, вернувшийся с фронта, - хлеб пригодился для него.
Прозорливость - это естественное состояние души до грехопадения, потому что душа по естеству является прозорливой и обладает ведением вещей в истинном свете. Ио после грехопадения человек этот дар Божий потерял. В отце же Тихоне этот дар проявился сполна.
В селе Архангельском на службе людьми заполнен весь Храм, стоят на улице, заглядывают в окна. И все больше и больше народа стекается послушать служение Богу отца Тихона. После службы отцу Тихону не дают прохода, сотни людей идут к нему при всякой скорби за советами и помощью. Узнал народ, что отец Тихон живет в деревне Кугерь и туда начинается паломничество. Люди приходят пешком из других областей. Но отец Тихон - прежде всего монах и прекрасно понимает, что такое почитание для него неуместно, и необходимо избегать земной славы.
С благословения отца Матфея он переходит жить в деревню Фролята , к своей племяннице Насте. И какое-то время отца Тихона не беспокоили. Ни что не мешало молитвенному настрою. Но потом и туда, словно на свет, стали слетаться «мотыльки» - паломники.
Отец Тихон часто заходил в гости к своему другу Трофиму Ивановичу. Как то у него заболела жена, не пила, не ела. Задумали отвезти ее в больницу, запрягли лошадь, снесли на руках. Но тут подошел отец Тихон и говорит: «Вы куда поехали?» - «Как куда в больницу, болеет вторую неделю». - «Вы вот что: лошадь выпрягайте и пойдемте чай пить, нельзя ей от детей уезжать». Стали говорить, что она пить не может и держать чашку тоже. Отец Тихон ответил: «Да мало ли что, - заставим!». И стал ей наливать чаю, да с сахар подмешивать. И она стала сначала держать, потом сидеть, и сказала, что на поправку пошла. Отец Тихон ответил: «Рано тебе еще. Детей подними». Было ей тогда 45 лет, а прожила больше 70 лет.
У Трофима Ивановича была старшая дочь Александра. Они люди бедные, а приехал сродственник с города богатый купец ее сватать. Жене Трофима Ивановича он не понравился. Ведь он постарше ее, а ей 18 лет. Тотчас за отцом Тихоном послали. Он входит в избу и берет жениха за руку, ставит на середину, и говорит: «Ты возьмешь врача, а Саша у нас дождется своего жениха». Этот приезжий жених действительно взял дочь врача. А Александра вышла замуж за того, за кого было желание матери отдать дочь.
Младшая дочь Трофима Ивановича Наталья была лет шестнадцати, когда пришел рано утром отец Тихон с посохом в руках. Все еще спали на палатях, а он говорит: «Где Наташа?». Она выглянула с палатей, а он говорит: «Вот бес тебя поймал, выбрала себе жениха». А та в ответ говорит: «Вот ты какой, отец Тихон, мама подумает, что я и правда о женихе не думаю». А он опять говорит: «О, о, ну не робей, такой дом в городе поставит - всей деревне на диво будет». Вот тогда они все и подумали, что младшая в город замуж выйдет. А вышло все вот как: приняла она в дом к себе бедного, моложе себя, тело его еле закрыто. Жене Трофима Ивановича было не по душе, да и самой Наталье не очень. Пил вино и ругался. А когда случилась война, он шесть лет был в плену, и вся шинель истрепалась. Сам он был при
смерти, но вернулся живым. У них было пятеро детей. Все думали, что пойдут по миру с ребятами и умрут голодной смертью. Муж был сапожник и бросил эту специальность. Научился плотничать, и они переехали в город. Тут и припомнился отец Тихон: вот и в городе дом. Действительно муж Натальи построил дом своими руками. Два года пожил и помер.
Своим соседям в деревне Фролята отец Тихон как-то сказал: «У Вас ограда до Петрограда». Прошло немного времени, и у них сгорело все хозяйство и даже забор.
Один старик из деревни сказал: «Я ведь жив без земли. Пойду починок искать». А в ответ отец Тихон сказал: «Вот эта липа и эта земля будут твоими». Вскоре установилась советская власть, и старику дали эту землю.
Отец Тихон по церковным делам часто бывал в городе Уржуме и заходил в гости к Борису Семеновичу Култышеву, останавливаясь у него ночевать. Борис Семенович рассказал о продаже дома. Отец Тихон посоветовал: «Продавай, когда предложат 4 тысячи рублей». Култышев удивился и не поверил такому исходу дела. Однако вскоре,
после ухода отца Тихона к нему пришел человек из Вятских Полян, который хотел купить дом в городе Уржуме. Вспомнив наказ, Борис Семенович запросил 4 тысячи рублей. Пришедший сказал, что это дорого, но потом купил дом за назначенную цену.
В другой раз отец Тихон вновь пришел в дом Култышевых и услышал вопрос от деда: «Сколько я еще проживу?». Отец Тихон ответил: «Д-о-л-г-о, а умрешь в день смерти своей сестры. И действительно, старик прожил еще больше 10 лет и каждый год накануне дня смерти своей сестры он исповедывался и причащался Тела и Крови Христовой, а почил точно в этот день.
М.И. Распопина, работница Уржумского винзавода, пришла к отцу Тихону узнать о муже-фронтовике. Вместе с ней пожаловала и девушка, интересовавшаяся своим замужеством. Отец Тихон посадил Марию Ивановну за стол пить чай, взял просфору и сказал: «А в плену так же делятся». Потом, помолчав, добавил: «14 лет назад, 14 лет вперед, из приказчиков все в хозяева выходят». Выпив чашку чая, Распопина услышала: «Чертобухни-то вторую чашку еще». Через несколько лет из плена вернулся муж Марии Ивановны, она родила второго ребенка, а через 14 лет была назначена на винзаводе начальником отдела. Девушку, пришедшую с ней, отец Тихон за стол не посадил. Сама она стеснялась спросить о женихе. Однако отец Тихон сказал ей: «А ты поинтересуйся!». Но ответа так ей и не дал. Такое поведение отца Тихона стало понятно только через несколько месяцев, когда девушка умерла.
В 1913 году отец Тихон был в гостях в селе Архангельском и разговаривал с хозяином дома. Туда же пришел молодой человек по имени Николай в возрасте 25 лет, который пришел за советом к отцу Тихону. Его мучил вопрос ехать в Сибирь или нет. Стоит у порога и не смеет перебить разговор. Прождав некоторое время и ни сказав ни слова, пошел к двери, и только дверь открыл, чтобы выйти, как тут же услышал ответ отца Тихона: «В Сибирь, то если поедешь, то весной-то приезжай». Николай подумал, так если весной обратно ехать, то уж лучше не поеду, и остался.
В июле 1914 года началась Первая мировая война, и жители Сибири попали туда в первый набор, и в самый переплет на фронте. А в Вятской губернии набор начался только в декабре, и этот самый Николай попал в возницы в обозе, где всю войну и пробыл, и остался жив. Когда Николай вернулся с войны, то в деревне было большое застолье и туда было приглашено много гостей, в том числе и отец Тихон. Хозяин дома стал обносить гостей вином, дошла очередь до Николая, но отец Тихон не дал ему выпить, сказав: ему не надо. А в другой раз, когда дошла до него очередь, отец Тихон сам вместо рюмки налил ему полный стакан вина. Подал и сказал: ему надо полный, он наш извозчик. Николай прожил более 75 лет и всю жизнь был извозчиком в городе Уржуме.
Отец Тихон на дворище у сестры картошку копал. Пришла к нему соседка Анна посоветоваться. Ей хотелось, чтобы хотя бы один из её детей был служитель церкви. У неё был младший сын Коля лет двенадцати. Отец Тихон и говорит ей: «Сколько лет у тебя младшему сыну? Он у тебя будет диакон». Она обрадовалась и сказала хорошо бы, если бы Господь привел. Отец Тихон говорит: «Ты увидишь». Через несколько лет Николай Матвеевич Решетников стал диаконом в городе Уржуме, в Троицком Соборе, и сколько ему потом предлагали стать священником, всегда отказывался, говоря: «Мне отец Тихон благословил всегда диаконом служить».
Раз пришли к отцу Тихону три подруги. Он сейчас же заставил свою племянницу Настю поставить самовар. Посадил первую подругу вперед, рядом другую, а третью позади. Первой наложил полный стакан сахару, второй положил два кусочка, а третьей положил маленький огрызочек, и сказал: «Наташа у нас стерпит». А передней сказал: «Ей нужно много: она у нас губернатор». Отец Тихон предсказал будущее. Ее выбрали в делегаты. Конечно, при начале советской власти все были начальники. Подучили ее - и она была председателем колхоза.
Однажды отец Тихон зашел как-то к соседям по деревне. Бабушка послала ребят за яйцами для него. Они, набирая в курятнике яиц, стали говорить между собой: «Лучше бы нам сварили». Когда принесли яйца, то монах Тихон сказал: «Лучше, Михайловна, ребятам свари» - и не стал брать яйца.
Пришла к отцу Тихону женщина, у которой супруг воевал, спросила о его судьбе и услышала: «Вернется твой муж, выкопают для нас с ним окопы, спрячемся мы, и никто нас не достанет». Муж
женщины вернулся с фронта больным и почти одновременно с отцом Тихоном умер. Их потом похоронили на кладбище рядом.
В городе Уржуме отец Тихон, проходя по базару, сказал, что тут будет кладбище. Прошли годы, и здесь устроили могилы погибших большевиков, поставили памятник. А в другой раз шел он как то по улице Воскресенской и посмотрев на дом, как раз напротив крестьян Локтиных, в котором жили богачи, сказал: «Погоди, пройдет время, и все эти вороны из верхних этажей вылетят». Когда произошла революция, большевики выбросили из окна верхнего этажа этого дома зажиточную старуху-хозяйку.
Наступил 1917 год, свершилась революция, которая кардинально изменила положение церкви в стране. Свергнут Помазанник Божий царь Николай, пролилась кровь мучеников и исповедников земли Русской.
Отец Тихон, прекрасно понимая, к чему все это приведет, идет к отцу Матфею за благословением и советом. В этот самый момент происходит перелом в жизни иеродиакона Тихона: он рассказывает отцу Матфею о давней мечте своей жизни - быть похожим на святого блаженного Прокопия Вятского и встать на путь юродства Христа ради. Здесь отец Тихон и получает от отца Матфея благословение на несение этого тяжелого креста.
Как сказано в Священном Писании: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин. 3; 27).
Вернувшись домой, отец Тихон взял на себя строгий пост и несколько дней не вкушал пищи. Народ стал замечать изменения, которые стали происходить с отцом Тихоном. Но самым странным казалось жителям деревень то, что он летом надевал валенки, а зимой ходил босиком по снегу. Постороннему человеку его поведение могло показаться безрассудным. Но это было не случайно: намеренно унижая себя, отец Тихон показывал людям пример смирения. Лишь немногие поначалу стали догадываться, что монах Тихон идет трудным путем служения Господу - юродства Христа ради.
Одна женщина как-то летом увидела его идущим в валенках и удивилась.
- Люди смеются над тобой, отец Тихон, - сказала она ему
- Хорошо, когда смеются, — ответил ей отец Тихон.
Вот однажды несколько крестьян увидели, как по полю впереди них идет отец Тихон, как всегда - босиком. Они пожалели его, решив: «Унесем ему обувь, а то он исколет и испортит ноги». Этого разговора отец Тихон не слышал. Однако, когда ему принесли обувь, он от нее отказался, сказав, что ноги «...не исколит и не испортит».
Как то раз пришел отец Тихон к другу Трофиму Ивановичу, сел и начал делать треугольник из бумажки. Тот посмотрел, а у отца Тихона под ногами лужа крови от того, что у него в пятке был очень толстый сучок. Трофим Иванович говорит: «Давай вытащу». А отец Тихон в ответ: «Не тронь, не тронь. Кто ему велел залазить. Пусть сам и вылезет».
Утром бежит отец Тихон из деревни Кугери и платок на голове красный повязал, как повязываются татары. Был сильный ветер, и платок сзади раздувается. Ему говорят: «И что тихонько бы не идти.
Все люди на тебя глядят и смеются». И немного времени прошло, как нахлынула громовая туча, и пожары везде в округе были. Божией милостью деревня не сгорела.
У его соседки был в огороде овин для молотьбы, который развалился. Отец Тихон зашел к ней в огород, ходил за овином и кидал кирпичи в поле из огорода. Соседка спрашивает: «Для чего мол это?». Он ей ответил: «Здесь будут строить башню, дак пригодится им кирпич». И на самом деле через несколько лет на этом месте построили конный двор, а столбы сделали кирпичные.
Пришла к отцу Тихону женщина, а он сидит на пороге дома и трёт горькую редьку и слезы льет и молчит. Так и женщине потом выпала эта доля: много она плакала.
Следом другая к нему бежит, а он ей сказал: «Ой, пахнет, ой, пахнет». Когда она вернулась домой, то увидела, что забыла о самоваре, и он оплавился. По всему дому стоял запах от этого. Тогда только поняла, о чем говорил юродивый.
Принесут гостинца ему, так у кого возьмет, а у кого и не поглядит и обратно отдаст. У кого возьмет да перевяжет, и другому подаст, а кому и своего туда добавит. Бывало, кого поймает, да рукой похлопает по плечу.
Советы юродивый стал давать не всегда, иногда он не отвечал людям и даже не принимал их.
Пошли к отцу Тихону две женщины. Одна из них сказала второй: «Что он понимает?» Отец Тихон дал совет одной из женщин, но с той, которая сомневалась, даже не стал разговаривать.
Соседка беспокоилась, что ее муж пропал, а он был почтальон и на лошади разъезжал по разным деревням. Погода в тот год была дождливая и не проезжая. Пошла она к отцу Тихону, спросить, что могло случиться. Только в дом зашла, а отец Тихон взял столовую ложку, да как швырнет по столу. Та проскользнула, да на краю остановилась. И не чего женщине не сказал. Только через несколько дней муж женщины домой вернулся. Рассказывал и дивился, что лужа большая и глубокая была, и не проехать, негде объехать её было. Так он лошадь с телегой разогнал и чудным образом, словно как по льду, проскользнул.
Один крестьянин по дороге ехал на лошади с возом снопов. Навстречу ему шел отец Тихон. Увидев крестьянина, он упал на дорогу, причем явно специально. Крестьянин поднял его и спросил: «Ты ведь ушибся?». А отец Тихон ответил: «Нет. Но обидно, ведь на ровном месте я упал». Крестьянин не понял пророчества. Через несколько дней именно на этом месте его лошадь упала и убилась.
Однажды собрался мужик на мельницу, а к нему подошел отец Тихон и посоветовал, чтобы тот не ездил на мельницу, потому что все равно не сможет смолоть зерно. Мужик сначала удивился словам юродивого, но не послушал и поехал. Пока он ехал на мельницу, она загорелась, вот и вышло, что не смог мужик смолоть.
В 1918 году выпускают декрет, по которому церковь формально отделена от государства. Советская власть провозгласила официально своей религией атеизм и стала активно вмешиваться в дела церкви. Чтобы ослабить влияние церкви на общественное сознание, первый удар нанесли по монастырям и монашествующим, которые составляли духовный стержень Православия. Был закрыт Анно-Пророчицкий монастырь, и отец Матфей переехал жить в село Беляево. Очень
подозрительно начинает относиться коммунистическая советская власть и к отцу Тихону. Однако при таком отношении властей к подвижнику он оставался спокойным и всеми своими словами и поступками как бы показывал, что не стоит обращать внимания.
Племянница отца Тихона Настя рассказывала соседке, что как- то дома отец Тихон стоит перед иконой Богородицы и молится. И вдруг оборачивается и говорит: «Нась! Ставь самовар, гости за мной едут». Приехали два милиционера, а отец Тихон говорит: «О, о, гости, гости». А потом им их грехи как рассказал, так те ничего не ответив, быстренько восвояси убрались. Больше никогда не приезжали. Они потом из милиции ушли, совесть их мучила.
Пришли к отцу Тихону как-то два соседа добровольца красной армии. Он встретил их и говорит своей племяннице: «Нась!» «Поймай-ка петуха одного красного, а другого белого и посмотрим кто кого». А потом кота за шкирку схватил и сказал: «Вот так вас кошек давят». Один из них в карательном отряде потом служил и много расстреливал. А смертью они оба потом умерли мучительной.
У одной женщины в гражданскую войну пропал муж. Она пришла к отцу Тихону. Он сказал: «Я в реку упал, как машина-то прошла, все размял». В последствии оказалось, что ее муж погиб и причем именно так.
В 1920 году зимой в город Уржум приехал епископ Виктор (Островидов) , назначенный епископом Уржумским, и его отец Тихон с радостью встретил. Ходил по городу Уржуму, да призывал народ на молитву с Владыкой. Здесь произошла их первая встреча, служение и духовное общение.
В 1922 году по Храмам всей страны прокатилась волна обновленчества.
Священники так называемой «Живой Церкви» начали масштабный захват приходов и Храмов Русской Православной Церкви при помощи советской власти.
Отец Тихон плохо относился к своего рода раскольникам и так называемым «обновленцам». Вот и в село Архангельское приехали «священники», поддерживающие «Живую церковь». Подходят к Храму, а отец Тихон их уже ждет с палкой в руке. Стал их очень сильно обличать, да так, что те развернулись и уехали обратно.
Потом приехали милиционеры из города Уржума, чтобы арестовать отца Тихона. Хотя тогда в то время многих истинно православных священнослужителей убивали без суда и следствия. Заранее зная об их появлении, отец Тихон, насыпал в колоду глины, смешал с водой и лег прямо в одежде. Приехавшие «гости» увидели его в таком виде, посмеялись. «Что ж с него взять?» - сказал старший и они, не тронув его, уехали.
В том же году идут из города Уржума, мимо села Архангельского, обновленцы в село Буй, а отец Тихон лег возле забора в канаву с грязью и кричит им в след: «Вот что Вас ждет...»
В борьбе с «обновленчеством», отец Тихон горячо поддерживал епископа Виктора (Островидова). Когда Епископ Виктор об этом узнал, то передал от себя отцу Тихону Казанскую икону Божией Матери с дарственной надписью на память. Отец Тихон очень этот образ почитал и хранил дома у своей племянницы Анастасии.
В 1923 году обновленцы захватили при помощи коммунистов и милиции Казанскую церковь в городе Уржуме и она была разделена на две части. В одной половине Храма служили священники, поддерживающие Святейшего Патриарха Тихона, а в другой половине были обновленцы. В селе Буйско-Архангельское церковь также была захвачена обновленцами.
Народ, видя всё происходящее, спрашивал у отца Тихона; почему он перестал служить в селе Архангельское. Он отвечал; что не будет служить с «обновленцами», которые заняли Храм, «а если на паперти сидеть... много надают приношений, а если сзади стоять, то народ стоит, оглядывается».
Священник был тогда отец Василий, «обновленческого» толка, который имел обиду на то, что весь народ приходил к отцу Тихону за советом и утешением. Скоро священник Василий сильно заболел, болел долго, и врачи сказали, что приближается смерть. Тогда он послал свою матушку с гостинцами к отцу Тихону, но он гостинца не взял. Приходила второй раз, и слушать не стал. А только сказал: «Покается - исцелится». Отец Василий раскаялся епископу в «обновленчестве» и примирился с Церковью. Когда в третий раз пришла, только тогда сходил с ней отец Тихон на ключик, налил ей водички и батюшка пошел на поправку.
Однажды из Уржума пришла женщина спросить совета; разводиться ли ей с мужем, который ушел от нее в коммуну? Но отец Тихон не пустил ее в дом, не дал ей совета, а когда она ушла, замел за ней следы.
Зашел как-то отец Тихон, к своей родственнице, а та как раз накричала на своего отца Даниила. Отец Тихон сказал ей: «Может, ты в последний раз на него кричишь», а потом, указывая на двор, добавил: «У нас сараев-то здесь не будет, будем картошку садить». Сказав это, ушел из дома. Днем произошел пожар и дом со всеми постройками сгорел, а Даниил, который побежал в хлев спасать жеребенка, погиб.
После этого отец Тихон уходит жить в землянку, которую построил в логу около деревни. Рядом с ним поселился товарищ и друг его души - раб Божий Михаил, который с детства был девственником и искал себе духовного наставника. Но не долго им пришлось пожить в этом лесу. Народ очень любил отца Тихона за чудотворения и прозорливость и стал приходить в лес. Обильные дары Божии у иеродиакона Тихона были следствием его огромной духовной работы и борьбы с духами падшими. Раз они не смогли сломить его помыслами, они досаждали ему явно и людям, которые приходили к отцу Тихону. Люди стали пугаться этого лога, так как им стали слышаться крики, шумы и шорохи. А однажды отец Тихон поделился с другом, что бесы явным образом являлись ему, угрожая и строя пакости. Видя, как ночные страхования пугают людей, отец Тихон с послушником Михаилом натаскали в землянку соломы и подожгли. После этого отец Тихон жил в разных местах. А когда монашеская одежда у Отца Тихона износилась, то он стал носить старые драные вещи. Лицо не мыл дочиста, еще часто специально намазывал его толстым слоем сажи...
В соседней деревне одну девушку готовились выдать замуж и собирали для нее приданое. В избу вошел отец Тихон, взял из приданого лежащий старый вытертый тулуп, надел его на себя и стал по комнате ходить, да приговаривать: «Вот он, ну то, что мне надо» - и сразу в нем из дома вышел. А девушка, через несколько дней пошла на реку купаться и простыла, а вскоре умерла - приданое уже не пригодилось. В этом тулупе отец Тихон потом ходил и зимой, и летом.
Сосед по имени Иван, однажды сильно избил отца Тихона, и родные юродивого предлагали подать на обидчика в суд. Но беззлобно обиженный отвечал: «И отца Серафима из Сарова били, он что в суд подавал? Знаем это дело нечисти....»
По словам прп. Исаака Сирина: «...совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Кто истинно смиренно мудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клевету, как истину». Поэтому снося внешние унижения, он смирял себя внутренне. Тот же преподобный Исаак Сирин говорит: «...пока человек не смирится, не получит награды за свое делание. Награда дается не за делание, а за смирение».
Святая душа отца Тихона, прозревавшая глубину испорченного сердца человеческого, сокрушалась и болела о погибели ближних. Подражая сострадательному Иову, который о всяком немощном плакал, так как видел в беззакониях людей оскорбление величия и благости Божией (Иов 30,25), отец Тихон, как любящий отец, всех увещевал покаяться и отвратиться от греха.
К нему пришла молодая женщина узнать о муже. В подарок принесла ткань новую. Отец Тихон взял ее и сказал: «Ходи по рядкам, где лучше, там и бери». Женщина упала перед ним на колени и призналась, что материал украла.
Одна женщина принесла ему каравай хлеба и, отдав, подумала, что этого хлеба хватит ее детям на целый день. Он тут же отдал ее хлеб обратно, сказав ей: «Бери, весь день ребята с хлебом будут». И добавил: «Погибнешь ты от хлеба». В 1939 году в селе Цепочкино ломали Церковь, а всем желающим принять участие в этом кощунстве давали хлеб. Эта женщина, прельстившись хлебом, тоже приняла участие в уничтожении Храма. Через много лет это предсказание блаженного оказалось пророческим.
Девочку Сашу мать послала к юродивому с только что испеченными ватрушками. Саша была голодна и по дороге две из них спрятала в кустах. Когда она отдала остальные отцу Тихону, тот сказал: «Матушке спасибо. Садись-ка ешь, тебя не накормили» - и заставил ее съесть все ватрушки. Когда Саша стала собираться домой, то услышала: «В кустах-то не забудь ватрушки».
Зайдя как-то в Уржуме к Култышеву, отец Тихон увидел его сыновей. Их было двое: старший Гера, младший - Валентин. Он поведал о том, что младший будет корнем семьи. Прошли годы, и когда началась Великая Отечественная война, сыновья ушли на фронт. Гера погиб, а Валентин вернулся домой и стал главой семьи.
А в другой раз в Уржуме ночевал старец у Бориса Семеновича Култышева. Одет был бедно и у него было много вшей. Борис Семенович, который лег спать рядом с Тихоном на печи, очень боялся, что наберет у него вшей. Однако ничего не говорил и вида не показывал. Но внезапно, устраиваясь спать, юродивый заметил: «Не бойся, ни одна скотинка к тебе не переползет». И, действительно, на утро Култышев убедился, что вшей у него нет. А еще ему как-то сказал: «Вот, Борис Семенович, какие времена придут: коров будут на картинке смотреть, а молоко вилкой есть». Запомнились и другие его слова: «Ой, как люди-то из деревни в город бегут, ну, это еще не беда. А из города-то в деревню бегут, вот это уже плохо, эта беда у людей».
Великим постом 1925 года пришла из села Архангельского Груня, Василия псаломщика жена, и рассказывает своей сестре Наталье. Пошла она к отцу Тихону, он у Насти племянницы как раз жил, а он ей говорит: «Груша ты бы пришла лучше ко мне с красным яичком в Пасху». А она ему в ответ сказала: «Нет, отец Тихон, мне не перейти по переходам, ведь будет самый разлив воды». «Нет, ты первая приходи ко мне» - сказал отец Тихон. Та сначала и не поняла.
Пришел в последний раз в д. Кугерь Трофим Иванович к другу отцу Тихону. А отец Тихон и говорит: «Трофим Иванович! Ты где меня похоронишь?» А тот отвечает: «Ты уж меня, знать, нынче похоронишь. Ты меня моложе». А отец Тихон ему в ответ: «Нет, ты меня. Вон видишь, большая сосна на горе - и похорони тут». И то скоро сбылось. Накануне смерти отец Тихон сказал своей племяннице: «Настя, ты теперь крепко-то не спи, а то я завтра умру». Настя спросила: «Ведь ты не болеешь, зачем умирать?». В ответ услышала: «Знаешь, какая жизнь будет. Скоро опять придут забирать» - это он сказал в Страстную пятницу, молясь в храме села Архангельское.
Только через несколько дней жители села Архангельского поняли, что значат слова, которые сказал блаженный одной женщине, когда она спросила его, проходящего мимо Храма: «Отец Тихон, ты
чего к нам не заходишь?» Он ответил: «Ладно, я к вам на целую неделю в Пасху приду». Так юродивый пророчествовал о своей кончине.
18 апреля в десять вечера собрался отец Тихон ко Всенощной службе на Пасху и помедлил немного, а потом сказал своей племяннице Насте: «Нась! сходите за Трофимом Ивановичем, чтобы он меня обмыл, и отдайте ему от меня в подарок, шапку ». Вскоре, как только Трофим Иванович к отцу Тихону пришел, так раздался колокольный звон, и отец Тихон со словами «Христос Воскресе!» преставился ко Господу.
Утром в воскресенье 19 апреля отца Тихона принесли в храм село Архангельское, чтобы занести в покойницкую под церковь. И как накануне в середине поста он сказал, то действительно на пороге его первой встретила та самая Груня, с красным яичком в руке.
На Пасхальной неделе тело его было в покойницкой в церкви, и к нему шел нескончаемым потоком народ. Отца Тихона через неделю в Фомино воскресенье 26 апреля 1925 года после отпевания погребли на Буйско-Архангельском кладбище.
Пройдя через горнило невзгод и лишений, возмужав и окрепнув в духовных бранях и искушениях, этот старец ныне являет своим житием и подвигами светлейший пример сораспятия со Христом, немеркнущий образец служения Богу, Церкви и ближним. Став для всех негасимым светильником веры и благочестия, он поистине является угодником Божиим.
Живя на земле, в поисках Небесного Града, обрел его при своей жизни, в числе таких искателей святости, как блаженные Прокопий Устюжский, Прокопий Вятский, Максим Московский и множество иных праведников.
Рядом с кладбищем находилась каменная часовня в честь святого пророка Илии. Она вскоре была разрушена безбожниками. Богомольцы которые приходили на кладбище к отцу Тихону, взяли крест из под руин часовни и установили на его могиле. Со времени кончины угодника Божия не прекращалось его народное почитание и на его могиле всегда происходили многочисленные исцеления от разных болезней.
21 июля 1939 года в церкви в селе Архангельское богослужения запретили, и в ней устроили школу. Тогда весь народ стал приходить молиться на могилку отца Тихона так как, все храмы в округе были закрыты или разрушены. Племянница отца Тихона, Анастасия, много лет, до самой своей смерти ежедневно сидела у его могилки и собирала милостыню, а затем раздавала нищим.
Жительница города Уржума Воробьева тяжело заболела. Ночью ей приснился отец Тихон, который сказал: «Ты меня в бутылочку спрячь, да покрепче закупорь». Она на лошади поехала на кладбище и стала молиться на его могилке, поставила свечку. Ей стало лучше, и смогла пойти домой пешком.
После войны одна женщина тяжело заболела: у нее что-то загнило в теле. Она пришла на могилку отца Тихона, обсыпала себя землей, искупалась в источнике и выздоровела.
Не так давно, в наши дни, один священник неразумно отозвался об отце Тихоне, сказав фразу: «Ходил какой-то дурачок, а все его хвалят...» А через несколько дней, этого священника не стало: он сгорел заживо в собственном доме.
Не даром говорится в народе такая поговорка: о покойных плохо не говорят, или не говорят вовсе... Одним из святых мест на земле является христианское кладбище, так как на нем захоронены не открытые этому миру святые люди.
К высохшему роднику за водой не ходят!!!
А здесь в глубинке Вятского края истекает Живой Источник. И сюда совершается настоящее паломничество. Множество людей с Уржумского района и других мест Кировской области, а также республики Марий Эл, Казани, Пермского края, Удмуртии постоянно посещают могилку блаженного подвижника Божия. К ней ведет не зарастающая тропинка, так как люди здесь получают исцеления, здесь молятся, просят у отца Тихона помощи и заступничества. Все привыкли видеть в блаженном монахе Тихоне - человека Божия. За его помощь в трудные моменты жизни, в благодарность, над его могилой была установлена сень. Все это убеждает нас в том, что отец Тихон и за гробом не прекратил своей любви к тем, кто живет в этом мире. Любовь, как говорит Апостол, действительно, никогда не перестаёт (IKop. 13,8). Она являет себя тем людям, которые усердно молятся, изнемогая от тяжести жизни, кто ищет утешения, кому необходима помощь и заступничество. Всем тем, кто прибегает в эти чудные места с верою, что Господь, по молитвам праведника, поможет им, носимым волнами житейского моря, донести свой крест до конца.
Известный случай исцеления произошел на могилке отца Тихона совсем недавно. К одной женщине в село Рождественское приехали гости, и вместе с ними девочка, у которой был паралич ног, и она не могла ходить. Родителям посоветовали свозить её на могилку к отцу Тихону. После того, как девочку привезли на могилку старца, она вдруг почувствовала, что ноги окрепли, и немного погодя, сама пошла от могилки, она исцелилась.
Что это, чудо? Да, истинно чудо! Но что удивляться? Ибо Бог через своих избранников творит все, что хочет... Таким «чудотворящим избранником» и был иеродиакон Тихон.
Так, в народе запомнились слова отца Тихона, он говорил своей племяннице Анастасии: «Нась! Попомни, свято место не будет пусто, и могила моя не западет. Пройдет время и моя могила откроется и останки мои выйдут наружу». Существует в памяти людской так же много его пророчеств о судьбах России и Мира.
Зарегистрировано несколько десятков случаев исцелений по молитвам блаженного. В настоящее время готовятся материалы для канонизации по прославлению Христа ради юродивого иеродиакона Тихона (Кожевникова) в Лике Святых.
К сожалению о жизни Михаила, друга и сподвижника отца Тихона известно лишь немногое.
В 1963 году в гости к Наталье, дочери Трофима Ивановича пришел Михаил, друг отца Тихона. Входит и говорит: «Матушка, иду последний раз, наглядывайся на меня». А та в ответ говорит: «Я наверное, помру». А он отвечает: «Не знай кто? Ты или я». - Вот жизнь моя, матушка, - и начал рассказывать. «Был я один сыночек - сметаничек, в армию не взяли. С десяти лет я находился в церкви, а в одиннадцать лет был пономарем. Когда исполнились года, я ушел из дома и ходил без документов тайными воротами и пуще тернистою дорогою, утром рано и вечером поздно, и в дождь и в холод, Михаилушка странствовал, с большой котомкой за плечами и с посохом в руках. Сейчас уже имею документы - хоть к самому управителю едь. От полу до потолка, когда исполнилось шестьдесят семь лет, стал открыто ходить. - Матушка у меня весь дом тут за плечами». Сказал: «Не тужи Наташа, последние лучше первого, а волос на голове останется так хоть три волоска, и те не стриги».
Вот так он всю жизнь свою странствовал, как птица небесная. Ему нападают, и он всем что-нибудь да даст. Кому горстку сухарей, кому лапти, а кому и денег даст. Все разнесет, кому что нужно, и опять с пустой котомкой идет.
А через два месяца он помер, вот и сбылись слова Михаила, ведь за два месяца знал о своей кончине.
В 1966 году часовня на Кугерском источнике обветшала, и Господь в годы гонений послал добродетельных людей, ради памяти отца Тихона, построить новую часовню. Люди эти - Иван Степанович, Федор Поликарпович Батушкин и Павел Иванович из Уржума, Феодор Иванович из Шурмы, Федор Иванович Боровиков из Кугери. Возводили часовню еще два старика, которые дали обет сделать это в связи с излечением от болезни.
В этом же году часовня была построена высокая и красивая. Прошло несколько лет и районные руководители приняли решение о сносе этой часовни. Прислали из г. Уржума «пятнацатисуточников» и те сломали часовню.
На месте, где и сейчас бьёт ключ, стоит часовенка, построенная в лето 1995 года местными жителями на свои средства.
Люди постоянно идут сюда, даже зимой, в холода, чтобы искупаться в чудотворном источнике, кто с верою в ходатайство отца Тихона прибегает к нему, и он помогает от многих болезней и недугов.
Из города Ижевска пришла пешком на могилку, а затем источник, женщина, больная экземой. Она искупалась несколько раз и ушла домой. На следующее лето она вновь появилась на источнике, но на сей раз на ее лице и руках следов экземы уже не оказалось. После второго года она излечилась полностью.
Так недавно приезжал из Кирова паломник на Кугерский ключ, набрал этой целебной воды, и после нескольких обтираний у него прошла «ломота» рук, которая очень его беспокоила.
Ежегодно с 2003 года 28-29 июня из Уржума от Свято-Троицкого кафедрального собора выходит двухдневный Тихоновский Крестный ход к месту явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы на святом источнике в деревне Кугерь, именуемый в народе «Тихонов ключ», и на могилку блаженного старца иеродиакона Тихона. Путь крестного хода составляет 25 км. Этот крестный ход собирает несколько сотен человек.
Пусть же девизом всех совершаемых крестных ходов станут слова Святого Иоанна Кронштадтского: «Россия будет спасена Крестными ходами».