Нынешний Великорецкий ход был самым тяжёлым за последние годы. Писатель Владимир Крупин:
Все наши Крестные ходы самые главные. Без них немыслима Православная жизнь. Начиная от Крестных ходов вокруг храма в Пасхальную ночь, заканчивая многодневными.
А из них, несомненно, самый значительный, самый трудный – это Великорецкий Крестный ход в Вятской земле. О нём знают и на него приезжают со всего земного шара. Нынче были и из Австралии и Америки. И вся Россия представлена в этом многотрудном шестидневном шествии. Как шесть дней творения, которые созидали растительный и животный мир, и человека, так этот ход утверждает, укрепляет веру православную у верующих и созидает её у новоначальных.
Многие годы ходил я на Великую. Но многие и побольше меня ходили. Легендарная Маргаритушка прошла семьдесят раз. И многие мои знакомые ещё ходят и ходят.
Я уже не хожу. Отходили мои ноженьки, отпел мой голосок. Но стараюсь всегда проводить крестоходцев, иду с ними первый этап, от Вятки до Макарьевской Троицкой церкви. Так и нынче. Прошёл, простился со знакомыми, ещё зашёл на могилку родителей и вернулся. А крестоносцы двинулись дальше, свершать свой подвиг во славу Божию. Море людей. Нас, когда шли в 92-м, было двести человек, а сейчас идут многие десятки тысяч трудников.
Всегда в дни Крестного хода я мысленно иду вместе с ним. Всё время выхожу на связь со знакомыми. Просыпаюсь часа в два-три ночи, знаю, что они, поспав часика два-три, просыпаются, молятся, выходят из домов, из палаток, ждут команды к началу движения. Фонарь, Крест, иконы, певчие, священники…
Господи, благослови, начинается 16-ти-18-ти часовое движение. Мысленно вижу все переходы, остановки, ночлеги. Читаемые на ходу и на остановках Акафисты святителю Николаю. Советы опытных крестоносцев молодым, как не стереть ноги до кровавых мозолей, а если появились, как их лечить. Как устилать листочками крапивы или лопуха дно обуви, как стараться поменьше пить воды, чтобы не ослабеть, но и пить её постоянно по глоточку, как на привале скорее лечь и вытянуть ноги, даже приподнять их, чтобы получше отдохнули.
Первый день – Бобино. Молитвы, ночлег. Учащиеся духовного училища несут хоругви. Три смены певчих непрерывно поющих. Первый переход короче следующих, чтобы новоучаствующие в Крестном ходе втянулись в него.
Но нынешний Крестный ход, по общему признанию, был самый тяжелый из всех.
На второй день пути нынче хлынул дождь. Они всегда бывали. И град бывал, помню, закрывали головы, приседали, крепко лупили нас градины размером с лесной орех, а то и больше, которыми потом утоляли жажду. Но град-то был и прошёл. А нынче пошёл и никак не оканчивался ливень, напоминающий потоп.
Именно ливень, не дождь, именно «разверзлись хляби небесные». Сверху лавина воды, на земле реки и ручьи. Грязь, глина, воды по колено. Не помогали ни зонты, ни накидки. Стена воды с неба заслоняла окрестности. В сапогах вода, промокли насквозь. Ещё и похолодало. Люди падали от усталости. Вставали и шли. Сушиться было негде.
Нет, это не рассказать, не представить, это надо испытать, чтобы понять этот подвиг паломников. И как осудить тех, немногих, которые сходили с дистанции? Только представить: лес, поле, хлещет ливень. Но надо же все равно найти в себе силы, чтобы сказать: слава Тебе, Господи, по грехам наказание приемлем.
Даже близость потопа мерещилась. Всё размокло: дорога была как река, поля как озёра, с деревьев лилось. Не осталось на одежде ни единой сухой нитки, размокало всё, что было в карманах: документы, деньги, телефоны переставали работать. Были и сердечные приступы, и падения с переломами ног и рук, всё было. Чего не было? Ропота, сожаления, мыслей, что могли бы не пойти. Было единое устремление идти и идти к месту обретения иконы великого святого, покровителя России – Николая чудотворца. А тяжесть пути отсекала ненужные мысли, разговоры, оставляя только молитвы.
Даже и те, кто по немощи и болезни сходили с дистанции, чувствовали себя виноватыми, что не дойдут в этот раз до Великорецкого, плакали и молились, чтобы дожить до следующего Крестного хода.
И ещё: в этот раз шло очень много мужчин, в основном, в полевой форме. Это был костяк Крестного хода. Даже и казаки, и полицейские, всегда сопровождавшие крестоносцев, были в этот раз участниками Крестного хода, а не охранниками его.
Господь испытывал крестоходцев. Они шли и молились. За наших воинов, за родных и близких. Даже за тех даже, кто предаёт Россию. Помоги им, Господи, прозреть.
Вы, специалисты по России, вы не знаете России. Идите на Великорецкий Крестный ход – вот Россия! Всмотритесь в лица идущих: сколько идёт детей, сколько молодёжи, сколько пожилых, кто они? Кто заставляет их мучиться, страдать, кто? Любовь к Богу и святым Его, молитвы за Отечество. И какие у них просветлённые лица, показывающие чистоту душевных помышлений. Это Россия, это выполнение её исторической миссии – сохранить присутствие Божие на Земле.
И почему говорят о загадочности России, русских? Какая загадочность, когда мы просто и бесхитростно любим Господа, живём с Ним, всем своим врагам прощаем, но бьёмся с врагами Христа. Теперешние события отчётливо показывают, что идёт не просто война, а схватка света с тьмой, Христа с Велиаром. Запад потерял, лучше сказать, сам отошёл от Христа, а теперь, смутно осознающий, что утратил самое главное, а мы в России Христа сохранили, ненавидит нас именно за это.
Верим, что после перенесённых страданий крестоносцы заработали право на то, что Господь услышит их. А главная молитва их была проста и безхитростна:
– Господи, спаси и сохрани любящую Тебя Россию православную. Спаси и сохрани воинов, бьющихся с бесовщиной!
Как бы нам всем брать с них пример.
Владимир Николаевич Крупин, русский писатель, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора, лауреат первой Патриаршей литературной премии.
Источник: Русская народная линия
Фото Вятской епархии