Александр Щипков: России необходимо отстаивать «ценностный суверенитет»
Исходя из новой Стратегии национальной безопасности России до 2030 года, наше государство ставит целью достичь «ценностного суверенитета», для чего необходимо выстраивать работу всех ведомств на основе тех ценностей, которые перечислены в этом документе, заявил в эфире телеканала «Спас» советник спикера Государственной Думы ФС РФ, политический философ, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.
В начале июля 2021 года была принята Стратегия национальной безопасности до 2030 года. Стратегия — это документ, который определяет вехи развития станы, после Конституции важнейший документ, который важно внимательно изучать. Это в каком-то смысле прото-идеология: там формулируются положения идеологического характера во внутренней и внешней политике.
Появление каждой новой Стратегии связано с важнейшими вехами постсоветского развития России:
Стратегия 2015 года принята после возвращения Крыма и госпереворота на Украине
Стратегия 2009 — после отражения военной агрессии Грузии
Концепция 2000 — после прихода к власти Владимира Путина и коренного перехода от компрадорского принципа управления к национальному
Концепция 1997 года — после повторных выборов Ельцина в 1996 году
В Концепции национальной безопасности 1997 года впервые зашла речь о том, что у России есть национальные интересы. Ранее говорить об этом было запрещено, так как формированием нашего законодательства занимались внешние силы. В Концепции впервые прозвучали невероятные для 1990-х годов формулировки о России как одном из влиятельных центров многополярного мира. Однако главной целью государства ставилась интеграция в глобалистские структуры, априори враждебные России и сокращение российской армии.
Концепция-2000, экстренно принятая Владимиром Путиным в январе 2000 года, формально соблюдала преемственность ельцинской Концепции, но на самом деле ее отменяла и дезавуировала. Впервые в ней давалось определение национальной безопасности, где единственным источником власти провозглашался народ (а не олигархат, как раньше). В первой путинской Концепции власть заявила, что становится на защиту народа.
Главной опасностью национальной безопасности было названо сращивание криминала с властью и крупным капиталом, чему Путин посвятил первые года своего правления. В ней же впервые прозвучали понятия «суверенитет России» и «духовно-нравственные ценности». Концепия-2000 стала переломным документом в истории современной России.
Стратегия национальной безопасности 2009 года стала ответом на силовое вмешательство США посредством Грузии с целью остановить процесс суверенизации России. В этом документе провозглашается переход к новой государственной политике, целью которой становится превращение России в мощную самостоятельную мировую державу «в условиях многополярного мира».
В Стратегии-2009, отличающейся прагматизмом, ставится задача избежать затратной гонки вооружения с Западом и «предпринять все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета». Фактически Владимир Путин прямым текстом заявил о готовности создать принципиально новое оружие, на которое Россия потратит значительно меньшие средства, чем Запад. Это был намек на гиперзвуковое оружие.
Стратегия национальной безопасности 2015 года констатировала способность России «к обеспечению суверенитета» и утверждала, что «создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов РФ». В документе впервые прямым текстом обозначены военные угрозы со стороны США и стран НАТО.
При этом Стратегия-2015 по-прежнему носила оборонительный характер и была посвящена не внешним проблемам, а внутренним. Главной задачей национальной безопасности указывается единство народа и обеспечение социальной стабильности. Это связано с тем, что тактика США после возвращения Крыма изменилась: они поняли, что силой Россию не взять, и начались гибридные войны, информационные атаки со ставкой на внутренний раскол российского общества. Стратегия-2015 была направлена на то, чтобы не допустить раскола.
Стратегия национальной безопасности 2021, принятая на фоне распада глобализации, краха либерализма, определяет процветание России как «гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека», что должно обеспечить «формирование справедливого общества». В основе процветания лежат не либеральные свободы, а сильная государственность и социальное благополучие. Стратегия-2021 сделала принципиальный разворот от либерального идеологического вектора к социальному.
Другой важный момент Стратегии-2021: ставится задача сделать Россию привлекательной на международной арене, но не за счет военной силы, а за счет своих ценностей и повышения эффективности госуправления. В то же время прямым текстом указываются нравственные угрозы со стороны глобалистского проекта: абсолютизация свободы личности, пропаганда вседозволенности, культа насилия, потребления и наслаждения. Это прямой вызов либеральной политической матрице.
Впервые в документе, который по значимости стоит на втором месте после Конституции, глобалисты упоминаются не как союзники, а как враждебная сила, которая пытается лишить нас культурного суверенитета.
В Стратегии-2021 указывается, что разрушение базовых ценностей опасно для нравственного здоровья нации, которое так же важно, как и физическое здоровье. Это вопрос национальной безопасности. Отсутствие нравственного здоровья способствует саморазрушению общества, и чтобы этого не допустить, в Стратегии говорится о необходимости защитить российские традиционные ценности. Приводится их перечень, в частности, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, историческая память, преемственность поколений и единство народов.
Александр Щипков призвал выстраивать систему работы министерств культуры, образования, здравоохранения и всех ведомств, опираясь на Стратегию национальной безопасности и перечисленные в ней ценности. Необходимо отстаивать ценностный суверенитет России так же, как политический, военный и культурный. Стратегия-2021 выводит борьбу за безопасность России на уровень ценностей, и она будет так же реализована, как и предыдущие стратегии Путина.