Администрация Зуевского района совместно с Фондом поддержки культуры и искусства «Регион Арт-культура» провели в селе Мухино научно-краеведческую конференцию «Мы — потомки вятских мастеров». Творческие люди из Мухино и Зуевки, Косино и Суны подарили всем собравшимся настоящий праздник, на котором можно было полюбоваться изделиями из соломки и образцами вятского ручного ткачества, увидеть сшитые по старинной технике традиционные вятские костюмы и узнать об их особенностях. Первые доклады на конференции были посвящены истории села Мухино. Представляем вниманию читателей выступление Натальи Баженовой о вкладе духовенства в развитие культуры и образования на селе.
«Жить для других» — это принцип жизни тех людей, которые понимают, что мы приходим в этот мир не для того, чтобы только брать от природы, общества, государства, но и дарить, отдавать другим. И люди, о которых я расскажу, жили в Мухино и в соседних сёлах именно так и были счастливы, потому что для счастья совсем не важно, живёшь ли ты в огромном городе или в небольшом посёлке. Можно родиться в маленьком Лопьяле или Рябово, в Мухино или Белом и оставить заметный след на Земле и в памяти людей. Для этого нужна самая малость: любить своё дело, вкладывать в него душу и жить для других.
Эти мысли с детства внушала мне моя бабушка З.В. Кострова-Верещагина, дочь и внучка вятских священников. Именно духовенство в XVIII–XIX веках сделало храмы центром сельской жизни, просвещения и культуры. Священнослужители несли знания своим прихожанам, являлись образцом правильного отношения к жизни. Благодаря духовенству крестьянские дети становились грамотными, а Вятка вовсе не была «лапотной». Вот несколько цифр: в 1887 году по числу школ Вятская губерния находилась на восьмом месте в России, по числу учеников — на седьмом, а по числу выпускников — на первом месте в стране! Значит, в школах, а большинство из них были церковно-приходскими, детям нравилось учиться, они не бросали учёбу.
Когда работала над своими книгами «Без корней деревья не растут» и «Жизнь вятских священников», заметила: некоторые батюшки служили всю жизнь в одном селе, не стремясь переехать в более благополучное место поближе к Вятке. Значит, они ощущали себя нужными, востребованными людьми, которых ценили и уважали прихожане. Мухино в этом отношении повезло. Строили Благовещенскую церковь, обустраивали село, учили уму-разуму крестьянских ребятишек представители в основном двух священнических фамилий Ушаковых и Кибардиных. Имя пономаря Марка Ушакова встречается в архивных документах уже в конце XVII века. Его дело продолжил сын Самсон и внуки, тоже пономари. Приходило понимание того, что необходимо хорошее образование, и Ушаковы стали отправлять сыновей в Вятскую духовную семинарию, хотя материально им приходилось трудно (обучение в семинарии в течение шести лет было бесплатным, но за питание и общежитие надо было платить). Первым священником из рода Ушаковых стал Корнилий Филиппович (1765–1835), а в 1823 году его место занял сын — священник Андрей Корнилович Ушаков (1792–1852). Именно он открыл первую церковную школу, приглашал хороших учителей и сам преподавал, на собственные деньги покупал учебники, бумагу и карандаши. Детей в эту школу с каждым годом приходило всё больше.
Когда в 1851 году отец Андрей вышел за штат, его место занял выпускник семинарии Николай Стефанович Верещагин с условием жениться на дочери Ушакова Анне и «пропитывать» всё семейство тестя. Это был так называемый «брак по билету», распространённый в то время в церковной среде. Поженились «по билету», а семья получилась крепкая, дружная. Знаю это, потому что Н.С. Верещагин — родной брат моего прапрадеда, а также знаменитого вятского историка А.С. Верещагина. Правда, в Мухино семья Верещагиных жила мало: священник Николай уступил своё место шурину Гавриилу Андреевичу Ушакову, который после окончания семинарии и принятия священного сана продолжил дело отца и в храме, и в школе.
С 1875 года настоятелем Благовещенской церкви села Мухино служил священник Александр Андреевич Двинянинов (1845–1927). Его жена Мариамна Николаевна, урождённая Верещагина, была внучкой священника Андрея Ушакова. Она и её муж продолжили дело просвещения, начатое дедом Мариамны. Именно в Мухино со всей силой проявился педагогический талант Двиняниновых, которые были не просто учителями, они просветители и миссионеры. Священник Александр преподавал Закон Божий в нескольких школах прихода, написал десятки поучительных проповедей, заведовал Городищенской и Ходырской школами грамотности. Не раз избирался депутатом Вятских учительских съездов. За свой вклад в дело просвещения протоиерей А.А. Двинянинов в 1904 году был награждён орденом святой Анны III степени.
Не отставала от мужа и супруга Мариамна Николаевна. Вот как вспоминал о ней священник Николай Акишев: «Не имея собственных детей и в то же время обладая от природы мягким, добрым, любящим сердцем, она особенно любит детей прихожан. Вместе со своим энергичным мужем устраивает для них за собственный счёт три школы в селе и в деревнях, а сама лично, будучи уже в почтенном возрасте, берёт на себя труд учительства в воскресной школе для взрослых девиц».
Священник Николай Акишев рассказал, при каких обстоятельствах Преосвященный Алексий, епископ Вятский и Слободской, вручил ей свой фотопортрет: «Владыка незадолго до отъезда на Кавказ приехал в епархиальное училище для прощания. Все собрались в зал. Совершенно случайно в числе других оказалась Мариамна Николаевна. Владыка, взглянув на неё, как будто вспомнил о чём-то, подозвал к себе, благословил, достал из кармана свой фотопортрет, вручил ей и, обращаясь к воспитанницам, сказал: «Вот, дети, берите пример с этой матушки: она в таких почтенных летах до сих пор не порывает связь со школой и занимается воспитанием и обучением крестьянских детей».
К сожалению, эти тёплые воспоминания отец Николай Акишев изложил в некрологе о М.Н. Двиняниновой. Она скончалась 7 октября 1910 года. После смерти жены протоиерей Александр Двинянинов передал свой собственный дом под школу, в которой, например, в 1912 году обучалось 56 девочек и пять мальчиков. Это был лучший памятник его жене, настоящей учительнице.
Мухинским школам вообще везло на хороших преподавателей, продолжавших традиции, заложенные священником Андреем Ушаковым. Приведу один пример. Тётя знаменитого вятского фотохудожника С.А. Лобовикова Александра Васильевна Лобовикова (1865 г.р.), которая всего на пять лет была старше своего племянника, работала в мухинской школе с 1886 года. Она так и не вышла замуж, зато благодарностей за педагогический труд получила множество, а главное — заслужила любовь и уважение своих учеников.
Взгляните ещё раз на фотографию протоиерея Александра Двинянинова. Перед нами лицо сильного, умного, благородного человека. Именно таким увидел мухинского священника известный вятский художник Николай Хохряков, когда вместе с Аркадием Васнецовым ездил в Рябово, откуда друзья завернули в Мухино к Двинянинову, двоюродному брату Васнецовых. Именно тогда был сделан этот снимок Н.Н. Хохряковым, который увлечённо занимался фотографией. Впечатления о поездке, о встрече с Двиняниновым оказались настолько сильными, что Николай Николаевич через несколько месяцев в письме к Аполлинарию Васнецову вновь вспоминает священника: «Он мне очень понравился. Я снял (сфотографировал) ему школу грамоты с вотячонками. Вотки мне понравились очень, до того они живописны в своих костюмах, и жалко страшно, что пластинок (фотографических) не хватило у меня… Вот писать-то их интересно, одни костюмы чего стоят!».
В 1894 году отец Александр Двинянинов перевёз в Мухино свою страдавшую ревматизмом бабушку Ольгу Александровну Васнецову, которая была бабушкой и знаменитых братьев Васнецовых. Александр Михайлович Васнецов 8 мая 1894 года (тогда он учительствовал в Шурме Уржумского уезда) пишет в письме брату Аполлинарию: «Нынче, будучи в Вятке, уже обязательно побываю в Рябове и Мухине, где живёт наша бабушка. Она, бедная, в силу ревматизма лишена ног, и катают её на тележке». Не знаю, сумел ли кто из внуков Васнецовых застать бабушку живой, так как 1 августа 1894 года Ольга Александровна скончалась в возрасте 87 лет. Похоронили её в Мухино. К сожалению, не смогла узнать точно, где находится могила этой замечательной женщины. Надеюсь, это когда-нибудь удастся сделать юным краеведам мухинской школы.
Ещё раньше Ушаковых начали службу в Мухино Кибардины. Собственно село началось с открытия церкви на погосте над речкою Косою (так именовалось поселение в конце XVII века), куда пришёл служить священник Пётр Павлович Кибардин (1656 г.р.), а потом здесь несли послушание его родственники, в том числе мухинский священник Василий Космин Кибардин (1700 г.р.), праправнучка которого Аполлинария Ивановна Кибардина (1827–1866) стала матерью художников Виктора и Аполлинария Васнецовых, выйдя замуж за будущего священника Михаила Васильевича Васнецова (1823–1870). Значит, село Мухино дважды связано с Васнецовыми.
Семья Васнецовых жила в селе Рябово рядом с Мухино. Интерес к окружающей народной жизни, к природе, к чтению книг, к искусству был в семье огромен. Священник Иоанн Тимофеевич Кибардин (1811–1865), дедушка братьев Васнецовых, обладатель великолепного голоса, и своих внуков приохотил к пению не только церковному, но и народных песен. Отец мальчиков священник Михаил писал картины маслом и учил сыновей рисовать. Братья любили наблюдать за жизнью животных и птиц, за солнцем и луной, прекрасно ориентировались в названиях звёзд и созвездий. Аркадий писал брату Аполлинарию: «Я сам помню, может быть, и ты тоже, как отец подводил нас в зале к окну и показывал Сириус, и это нас очень интересовало». Детские увлечения переросли в призвание всей жизни. Виктор и Аполлинарий стали знаменитыми художниками. Разве не детские впечатления о народной жизни отразились, например, в полотне В.М. Васнецова «Нищие певцы»? Разве не живое слово веры отца-священника оказало влияние на то, что Виктор Михайлович по прошествии лет расписывал православные храмы? Остальные братья учительствовали в вятских сёлах, но их тоже всегда отличало стремление к творчеству. Старший Николай в свободное время собирал материал для книги о вятских говорах. Младший Александр записывал народные песни, которые вошли в сборник «Песни северо-восточной России». Аркадий стал талантливым управленцем и великолепным краснодеревщиком, чья мебель до сих пор украшает дома-музеи Виктора Васнецова в Москве и Мамонтовых в Абрамцево, а также Кировский краеведческий музей. Петра Васнецова притягивала земля, он серьёзно занимался селекционной работой…
Все те, кого мы сегодня вспомнили, посвятили себя служению Богу и людям, делали мир вокруг прекраснее, жили для других.