3 июня 2019 года, начался самый многочисленный Великорецкий крестный ход – торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских на берег реки Великой, где более 630 лет назад крестьянином Агалаковым был обретен чудотворный образ. Из города Кирова вслед за чтимой иконой вышло порядка двадцати семи тысяч человек.
В 7.00 утра, в понедельник 6-й седмицы по Пасхе, день празднования Владимирской иконы Божией Матери, равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы Трифонова монастыря началась Божественная литургия.
Богослужение возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений. Радость совместной молитвы с Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата разделили митрополит Вятский и Слободской Марк, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, многочисленное духовенство Вятской митрополии.
За богослужением молилась настоятельница Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря города Ленинск-Кузнецкий игумения Нектария (Седова).
В соборной молитве приняли участие губернатор Кировской области Игорь Васильев, председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков, благотворители храмов Вятской Епархии, многочисленные паломники Великорецкого крестного хода, собравшиеся сегодня вновь на Вятской земле, чтобы совершить многодневное паломничество вслед за образом святителя Николая к месту обретения иконы – берегам реки Великой.
Проповедь перед Причастием произнес руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии иерей Петр Машковцев. В своем пастырском слове отец Петр постарался ответить на вопрос: зачем люди идут в крестный ход:
- Зачем идете вы на Великую – хочется задать такой вопрос тем, кто собрался идти в крестный ход? Ведь до Великорецкого можно и на машине доехать за час, зачем такие трудности и испытания? И вряд ли мы услышим другой какой ответ, кроме приглашения присоединиться.
А есть ли что-нибудь такое, что объединяет этих людей, тех, кто стремится покорить новую вершину горы, и тех, кто идет в крестный ход – туристов и паломников. На мой взгляд, их всех объединяет стремление к высоте, оторваться от земли и подняться над ней. Единственно только, что первые это делают в физической сфере, а вторые – в духовной.
Почему крестный ход называется крестным? Потому что участник крестного хода совершает уникальные передвижение в виде креста. Как это? А так. Он движется не только по горизонтальной линии, но и по вертикальной. По горизонтальной линии он передвигается, когда движется из одного места в другое. Из Успенского собора, например, в сторону Великорецкого и потом обратно, останавливаясь на определенных привалах. Но одновременно с передвижением по горизонтали, он совершает передвижение и по вертикали, от бездны своих грехов к Богу. И вот это одновременное передвижение как по горизонтали, так и по вертикали и образуют из себя крест. Перемещение становится в виде креста, крестным.
Так устроен человек, что для жизни ему необходимо движение. «Движение – это жизнь» - сказал древний философ. И мы постоянно находимся в движении, каждый свой день. Если же мы останавливаемся, то останавливается и сама жизнь. Как, например, во время сна. Хотя мы и живем во время сна, но в этот период жизнь наша не представляет чего-то важного, результативного. Остановка движения, кроме сна, является для человека чем-то катастрофичным, ненормальным. Что это может быть? Болезнь, инвалидность или даже сама смерть. Поэтому человеку необходимо двигаться. Движение – это жизнь.
Но ведь точно также должно быть и в духовной жизни. Отсутствие движения души означает точно также либо сон, либо болезнь, либо саму духовную смерть. Внешне духовная инвалидность проявляется через такие признаки, как потеря смысла жизни, отсутствие любви и доброты. Человек зацикливается только на материальных вещах, а внутри наступает пустота. Из-за этой пустоты он становится гневным и раздражительным, думающим только о своей выгоде, пренебрегая окружающими. Иногда человек пытается заполнить эту пустоту чем-то материальным – вином или блудом, веселым беззаботным поведением, но радости это все равно не приносит, на душе воцаряется тяжесть и тоска.
Поэтому, чтобы не умереть душой, человек должен понуждать себя и на духовное движение, на движение не только влево или вправо, но и на движение вверх, к Богу. Это движение вверх в первую очередь начинается с молитвы, с богопознания и богообщения. А крестный ход как раз как нельзя лучше помогает человеку на несколько дней сосредоточиться на духовном делании и подняться на ту необходимую высоту, чтобы душа ожила, очистилась в покаянии и наполнилась благодатью. Уходит в крестный ход один человек, а приходит уже другой, очищенный и обновленный. При этом, конечно же, человек наполняется духовным светом ровно настолько, насколько во время пути преодолевал не только видимые препятствия, но и душой стремился покорить духовные вершины, насколько движение его было крестным.
По окончании богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом.
Со словами напутствия и поздравления к паломникам обратился губернатор Кировской области Игорь Васильев. С архипастырским благословением – митрополит Вятский и Слободской Марк, пожелав крестоходцам «доброго пути – С Богом».
По сводкам УМВД по Кировской области сегодня из города Кирова вслед за чтимой иконой вышло порядка двадцати семи тысяч человек.
Напомним, главные торжества Великорецкого крестного хода состоятся 6 июня в 10.00 на берегу реки Великой - месте явления Великорецкой иконы святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Митрополит Марк возглавит Божественную литургию и водосвятный молебен.
По материалам сайта Вятской епархии